В условиях замкнутого натурального хозяйства ткань и одежду крестьяне изготовляли
дома, и только отдельные части костюма, такие как обувь, безрукавки, тулупы и
шапки,- мастера-ремесленники. Девушек с ранних лет учили искусству прядения, тканья,
шитья, вышивания. По обычаю девушка вместе с матерью должна была готовить свое
приданое, а также подарки жениху и его родне.
Наиболее древними материалами для изготовления одежды были конопля, которую выращивали
на специально отведенных участках, шерсть, реже - лен. Шерстяные ткани обрабатывали
на сукновальнях, которые как правило строили на берегу реки или озера. С середины
XIX века для тканья стали использовать покупную хлопчатобумажную пряжу.
Подготовка конопли и льна к прядению и тканью состояла из отработанных на протяжении
веков действий: сбор конопли или льна, сушение, вымачивание, вторичное сушение,
мятье, чесание, прядение, промывка пряжи, пропускание ее через мотовило, отбеливание
или окрашивание нитей, перемотка пряжи на кресты, снование, установка основы на
ткацкий станок.
Ткань для одежды ткали на горизонтальном передвижном ткацком станке с двумя навоями.
В каждом крестьянском доме изготовляли не только холст и полотно для рубах и летних
мужских штанов (пынзэ), но и шерстяные ткани для верхней одежды (суман, аба, шияк),
пояса, женские передники и юбки (шорц, катринцэ).
Наряду с этим уже начиная с XIV века появляются отдельные прядильные, ткацкие,
сапожные мастерские, принадлежащие боярам, монастырям, ремесленным цехам. До середины
XIX века в крестьянском хозяйстве использовали самодельные ткани, и только позднее
в селе появляются такие ткани фабричного производства как ситец, сатин, кашемир,
шелк.
Повсеместно в Молдавии был распространен комплекс одежды, который является общенациональным.
Для мужчин это длинная рубаха, узкие белые штаны (измене или ицаръ), цветной шерстяной
или широкий кожаный пояс (брыу), барашковая шапка (кушмэ) или шляпа (пэлэрие).
Для женщин - белая орнаментированная рубаха, поверх которой надевали шерстяную
юбку (катринцэ) и шерстяной пояс, головное покрывало (нэфрамэ) или платок (басма).
И мужчины, и женщины в холодное время надевали безрукавки (пептар) и свиту (суман),
в дождливую погоду к этому добавлялся шерстяной плащ (манта ку глугэ). Эта общераспространенная
одежда имела местные особенности, которые чаще всего проявлялись в женском костюме,
а также в деталях покроя, орнаментации.
* * *
В своем развитии молдавская народная одежда достигла наибольшего разнообразия
форм в первой половине XIX века. Это был период расцвета традиционного крестьянского
костюма. В дальнейшем новые элементы в крестьянской одежде создавались не за счет
развития традиционных форм, а путем заимствования тех или иных деталей городского
костюма. Этот процесс был вызван к жизни проникновением капиталистических отношений
в молдавскую деревню, разрушением патриархального уклада жизни крестьянской семьи,
усилившимися торговыми связями между городом и селом.
В молдавском селе второй половины XIX века исчезли некоторые части традиционного
костюма - марамэ, кырпэ, катринцэ и другие. Но при этом домашнее ткачество стойко
сохранялось в быту семьи. Крайняя бедность крестьян вынуждала их пользоваться
ткацким станком и шить одежду дома даже в то время, когда в селах распространилась
одежда фабричного производства. В таких условиях в начале XX века продолжали передаваться
из поколения в поколение и некоторые традиционные покрои.
В процессе развития традиционного народного костюма его отдельные варианты обособились
под влиянием географических условий и этнических особенностей местной культуры.
В молдавской народной одежде выделяются северный, центральный, южный и приднестровский
варианты.
В северной части Днестровско-Прутского междуречья народный костюм формировался
под влиянием одежды, характерной для жителей предгорных районов. Исторические
особенности развития северной зоны в XVIII веке, ее изоляция от других районов
края способствовали сохранению там древних типов молдавской одежды.
На формирование костюма северной зоны повлияли тесные многовековые связи с культурой
соседнего украинского населения. Украинское влияние проявилось в основном в орнаментации.
Для традиционной молдавской орнаментики характерна однотонная окраска элементов
вышивки. Кроме геометрического встречается и растительный орнамент, но он всегда
стилизован, а размеры элементов согласуются с общим масштабом вышивки. Под влиянием
украинской вышивки в молдавской появился крупный многоцветный растительный орнамент,
переданный в реалистической манере. Наряду с характерной в целом для Молдавии
цветовой гаммой черного, красного, коричневого в северной зоне получило распространение
использование голубого, оранжевого, зеленого цветов.
Комплекс женской одежды северной зоны состоял из рубахи с цельнокроеным рукавом
или туникообразной, юбки - катринцэ или фотэ, состоявшей из двух частей - передней
и задней, головного убора полотенчатообразного типа - марамэ, пынзэ.
Для мужского костюма здесь характерен туникообразный покрой рубах, распространены
также рубахи с юбкой, кожаные безрукавки, широкие кожаные пояса и узкие белые
штаны.
Для центральной зоны Молдавии характерно сохранение старинных типов костюма, включавших
у женщин рубаху с цельнокроеным рукавом, катринцэ или многоклинную юбку, меховую
безрукавку. У мужчин - туникообразную рубаху, куртку с рукавами, широкие белые
штаны.
Своеобразные особенности сложились в одежде южных районов. Традиционная белая
одежда там частично была заменена одеждой темных цветов. Мужскому костюму были
присущи темные жилеты и куртки антерие. В комплексе женской одежды имелись такие
части костюма, как темный сарафан, короткий лиф, который носили поверх рубахи,
шерстяной передник. Для орнаментики характерны геометрический рисунок и черно-красная
цветовая гамма. В украшениях, поясах и некоторых частях одежды ощущается влияние
болгарской народной одежды.
Для одежды левобережного Приднестровья характерно бытование нескольких вариантов
женского костюма. Наряду с общераспространенным комплексом, состоящим из белой
рубахи и юбки, в селах Каменского района было принято носить темные сарафаны с
нашитыми на полах юбки лентами, жакеты с обшитыми черными лентами бортами и полами.
Для орнаментики этой зоны типично преобладание растительных элементов - изображения
роз.
Молдавский национальный костюм. В. С. Зеленчук,
"Тимпул", Кишинев. 1985г