Изменение социально-экономических условий жизни и возросшая подвижность населения
постепенно привели к стиранию местных особенностей в костюме. Повышение уровня
материального благосостояния в годы Советской власти изменило роль в крестьянском
быту домашнего ткачества, которое перестало быть рентабельным. По мере того как
домашнее ткачество теряло свое значение на смену традиционной приходила одежда
городского покроя, сшитая на заказ или фабричного изготовления.
В настоящее время в полном виде традиционный народный костюм не сохранился. Однако
отдельные части женского и мужского костюма бытуют в различных селах и сейчас.
Женщины продолжают носить рубахи с цельнокроеным рукавом, на кокетке и реже -
туникообразного покроя, которые встречаются на севере Молдавии - в Единецком,
Рышканском, Бричанском районах. Рубахи традиционного покроя носят женщины среднего
и пожилого возраста и используют их в качестве рабочей одежды, в то время как
праздничной служат покупные платья, кофточки и юбки.
Традиционные черты сохранились и в покрое юбок. И сейчас в селе распространена
четырех - или восьмиклинная юбка, присборенная у талии. Характерный прием украшения
- цветные ленты, нашитые на подол.
Другой распространенный вид женской одежды, в котором сохраняются традиционные
черты,- кофточки и безрукавки. Довольно часто встречается кофточка с цельнокроеным
рукавом без воротника. В ее верхней части продет шнурок, стягивающий ворот на
шее. Рукав - прямого покроя, у кисти может быть стянут шнурком или остается широким.
Такие кофточки обычно являются одеждой девушек. Их шьют из белого материала фабричного
изготовления и украшают цветной вышивкой.
Женщины старшего возраста носят кофты из темной ткани. Старинный покрой таких
кофт воспроизводит городскую одежду конца XIX века - однобортный со свободной
талией и отложным воротником.
Традиционные черты бытуют в женских жакетах и безрукавках. Зимние жакеты шьют
из шерстяных тканей. Борта и подолы украшают тесьмой или бархатными лентами. Большой
популярностью пользуются овчинные безрукавки, которые шьют из нескольких кусков
овчины шерстью внутрь. Лицевую сторону украшают кожаными аппликациями черного,
коричневого, зеленого или красного цвета.
Из частей мужского традиционного костюма наиболее распространены кожаные безрукавки
и барашковые шапки. В отличие от других видов старинной народной одежды безрукавки
и барашковые шапки благодаря своим практическим и эстетическим достоинствам возродились
в настоящее время и приобрели большую популярность. Эти части традиционного народного
костюма производятся сейчас предприятиями швейной промышленности.
Рациональные и прогрессивные элементы костюма, проверенные народом на практике
на протяжении веков, не теряют своего значения и сегодня. В многочисленных вариантах
народных костюмов содержится богатый материал для творческих поисков при разработке
современных моделей одежды. Модельеры-конструкторы творчески переосмысливают традиционный
орнамент и характерные линии силуэта при создании новых видов одежды, которые
соответствовали бы потребностям быта и эстетическим запросам людей.
Народный костюм, который уже не служит повседневной одеждой, продолжает существовать
благодаря заботе любителей народного искусства, так же как хранится народная поэзия
и музыка. Мастерски изготовленный народный костюм служит источником вдохновения
для современного профессионального искусства.
В условиях советской действительности народное художественное творчество переживает
новый этап, характеризующийся дальнейшим развитием лучших черт народного искусства.
Созданы условия для восстановления частично утраченных в эпоху капитализма традиционных
видов промыслов. Большое внимание уделено организации творческих групп, объединяющих
наиболее одаренных мастеров. Начиная с 60-х годов художественные промыслы включены
в систему государственной промышленности.
В создании произведений народного искусства, в том числе и образцов народного
костюма, участвуют как профессиональные художники, так и самодеятельные мастера.
Творческая работа не ограничивается созданием образцов-эталонов костюма. Мастера
стремятся придать каждой вещи элементы индивидуальной неповторимости. Большим
спросом пользуются у покупателей мужские и женские шерстяные пояса, женские вышитые
кофточки и шерстяные юбки катринцэ, вышитые шерстяные безрукавки.
Большое распространение получило изготовление традиционной одежды для танцевальных
и исполнительских коллективов. Сценический костюм для театра, кино и самодеятельности
oпрошел определенную эволюцию. В послевоенные годы в связи с недостаточным знакомством
со всем многообразием народного наследия в этой области существовало стремление
к созданию некоего "обобщенного" молдавского костюма. При этом за счет
упрощения утрачивались многие характерные особенности орнаментики и покроя. Костюм
излишне модернизировался. В дальнейшем стало очевидным, что нельзя подчинять сценический
костюм тем же законам, по каким развивается прикладное искусство, а необходимо
использовать народную одежду в исторически сложившихся формах. Костюм должен служить
воплощению исполняемого танца или песни, раскрытию замысла хореографического или
музыкального произведения. Отсюда вытекает требование исторической достоверности
сценического костюма. При многих сельских и городских Домах культуры созданы кружки
народного творчества, которые объединяют самодеятельных художников, изготовляющих
помимо других видов изделий и фольклорные костюмы.
С конца 50-х годов в республике начали проводиться районные и городские выставки
изделий народных мастеров. Они помогают лучше организовать творчество мастеров
прикладного искусства, способствуют эстетическому воспитанию широких слоев трудящихся,
выявляют мастеров узорного ткачества, вышивки и изготовления народного костюма.
Начиная с 70-х годов значительно оживилась работа народных мастеров и профессиональных
художников по изготовлению образцов народного костюма. Большую роль в этом сыграли
решения партии и правительства о развитии народных художественных промыслов. В
Молдавии изготовление национального костюма сосредоточено в Объединении народных
художественных промыслов Министерства местной промышленности. Над созданием оригинальных
и неповторимых образцов национальной одежды работают народные умельцы и профессиональные
художники-прикладники. Широким признанием пользуется творчество народного мастера
из села Брынзены Единецкого района Н. Бодю. Дом рукодельницы стал своеобразным
этнографическим музеем, куда приходят ознакомиться с вышивками, коллекцией кукол
в национальных костюмах не только специалисты, изучающие современное народное
творчество, но и школьницы, перенимающие у своей учительницы секреты художественного
мастерства, Н. Бодю - организатор народных посиделок в колхозном Доме культуры,
участники которых создают оригинальные образцы вышивки и ткачества. Их произведения
- народные костюмы - используют участники сельских самодеятельных ансамблей. В
республике получили широкую известность традиционные костюмы, созданные мастерицами
М. Гангурян из Кишинева, М. Кожокару из села Пыржота Рышканского района, Е. Бардой,
В. Кучук, В. Унтура из села Подойма Каменского района. Лучшие традиции народной
орнаментики творчески используются художниками Объединения народных художественных
промыслов, изготовляющими сценические костюмы в народном стиле.
Традиционный национальный костюм сохраняется как особый вид одежды для праздничных
шествий, фестивалей. Все шире распространяется обычай использования национальной
одежды во время торжественных встреч почетных гостей. Национальный костюм вошел
составной частью в ритуалы новых советских праздников и обрядов. Во время проведения
таких торжеств как праздник последнего снопа, день урожая, праздник виноградной
лозы и других, юноша и девушка, одетые в красочную народную одежду, поздравляют
передовиков производства, вручают им хлеб-соль, почетные грамоты, подарки. Все
это свидетельствует о возникновении и утверждении новой функции национального
костюма - общественной, связанной с новой советской обрядностью, с чествованием
знатных людей - передовиков труда. Национальный костюм, вобравший в себя творческие
поиски многих поколений народных мастеров и сохранивший поныне свою высокохудожественную
ценность, способствует эстетическому воспитанию нашего современника - строителя
коммунистического общества.
Молдавский национальный костюм. В. С. Зеленчук, "Тимпул",
Кишинев. 1985г