Традиционный
мордовский костюм, особенно женский, сохранял свои особенности до
20-З0-х годов XX века. А у некоторых групп мордвы он и сейчас
функционирует во время обрядов и праздников. Комплекс одежды включал
нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней
одежды, составной частью в костюм входили различные съемные детали и
украшения. Традиционная мордовская одежда развивалась по двум
направлениям, соответствующим культуре мокши и эрзи. Широкое
расселение мордвы способствовало появлению локальных вариантов
одежды, как у мокши, так и у эрзи. Но при всем своеобразии одежды
отдельных групп мордвы, она имеет много общих черт: белый льняной
или посконный (изготовленный из конопли) холст как основной материал
одежды, туникообразный (прямой) покрой рубахи и верхней белой
распашной одежды, отделка одежды плотной вышивкой преимущественно из
шерсти красного и черного или темно-синего цветов, своеобразные
украшения из металла, монет, бисера и раковин, плетеная из лыка
обувь, ременные оборы, сапоги со сборами, а также обычай обертывать
ноги онучами, чтобы они были ровными и толстыми.
Мужской мордовский костюм
Основными частями мужского костюма у
мокши и эрзи была рубаха (панар м., э.) и
штаны (понскт м., э.). Их шили из
домотканого холста, в начале XX века получают распространение рубахи
из фабричных тканей. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали
самотканым узким пояском или ремнем. Летом мужчины в прошлом носили
распашную одежду из холста - наподобие халата. Весной и осенью
надевали сумань - вид пальто из сукна черного или коричневого цвета.
Его шили в талию, сзади на спине располагались сборки на уровне
талии. Также демисезонной одеждой был чапан, который также шился из
сукна, но с прямой спинкой и большим запахом на левую или правую
сторону, длинными рукавами и воротником шалью. Его одевали в дорогу
поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком. Зимой
мужчины носили шубы (ор м., э.) из
выделанных овчин. Их шили с отрезной талией и сборами. Из овчин
также шили тулуп, который были длинным и прямым. Его обычно
надевали, как и чапан, в дорогу. Мужскими головными уборами были
валяные шапки белого и черного цвета, большей частью высокие с
небольшими полями. Летом для работы в поле одевали холщовый колпак.
Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали
сукном. С конца XIX века в обиход мордвы входит фабричный картуз,
который вытеснил валяные шапки. Мужская народная одежда вышла из
употребления в XVIII-XIX вв. Переход к современной одежде
городского покроя в известной мере проходил путем заимствования
отдельных частей и целых комплексов русского народного костюма.
Женский мордовский костюм
Основной нательной одеждой женщин была рубаха
туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста
перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины,
два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста.
Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его
глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой
застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при
ходьбе и работе не зашивались до конца на 12-15 см. Главным
украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот
рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему
шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх
нижней рубахи девушки и молодые женщины одевали богато вышитую
рубаху покай.
Рубаха мокши
(панар, щам)
несколько отличалась от эрзянской. Она шилась из трех полотнищ
холста: перед и спинку составляло полотнище перегнутое поперек, а
бока делались из двух более коротких полотнищ. Рукава пришивались к
центральному холсту, были прямыми и достигали кистей рук. Грудной
вырез имел овальную форму. Спереди на подоле делали разрез длиной 12
см., рубаху богато вышивали, расположение вышивки в основном
соответствовало эрзянской рубахе, но здесь не было широкой передней
полосы, зато имелась вышивка на лопатках. Мокшанки носили рубаху с
большой пазухой (пов) и значительно выше
чем эрзянки - она лишь немного прикрывала колени. Под рубаху
мокшанки одевали штаны длиной до щиколоток. Они также шились из
белого холста и оторачивались внизу кумачом или красной тканой
полоской. В ХХ веке у мокши появилось платье, которое шилось из
фабричных тканей. Это платье было на кокетке, к подолу пришивалась
оборка шириной 20-30 см. Рукава были длинные с обшлагами,
присборенные на плечах. Вырез головы был круглый, иногда делался
невысокий стоячий воротник. Прямой разрез на груди или спине
застегивали на пуговицы. Это платье вначале надевали на нижнюю
холщовую рубаху, а затем стали носить и без нее.
К концу XIX века в традиционный костюм
мордовок вошел передник (запон, сапоня м., запон,
икельга паця э.). Его носили как в
обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись
на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с
рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей, причем часто разных
цветов. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи,
лентами, кружевом и т.д. Безрукавки носили поверх рубахи и мокшанки, и
эрзянки. Их шили из фабричной ткани черного цвета, длинной несколько
выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади.
Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом. У эрзи
Теньгушевского района безрукавка называлась шубейкой. Ее шили из
красного или синего сатина, кашемира или атласа. Подол, проймы,
воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшался потоками
разноцветной материи, лентами, пуговицами и блестками.
Верхняя распашная одежда из холста
(паньжат, мушкас м., руця,
импанар э.). Шили ее из тонкого хорошо
отбеленного холста. Покрой ее соответствовал покрою мокшанской или
эрзянской рубахи, но переднее полотнище было разрезано посередине.
Украшалась она, как и рубаха вышивкой, бранным тканьем,
разноцветными полосками материала. У эрзи руця использовалась в основном в качестве
торжественной и праздничной одежды взрослых девушек и замужних
женщин. У мокши мушкас использовался и в
качестве рабочей одежды. Верхняя теплая одежда и по названию, и по
покрою была схожа с мужской. Весной и осенью женщины носили сшитые
из сукна сумани. Их шили как прямыми, так
и отрезными по талии со вставными клиньями сзади и на боках. Зимой
одевали шубу из желтых овчин, иногда их покрывали сукном.
Как и у других народов, у
мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин. У
девушек самым распространенным видом головного убора была налобная
повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и
украшенная вышивкой, бисером, позументом (ашкоркс, пурдавкс
м., паця коня, пря
сюкс э.). Налобная повязка могла быть и мягкой. У
теньгушевской эрзи в праздники взрослые девушки носили специальную
шапочку - пехтим. Ее очелье было украшено
бумажными цветами, бубенчиками, бахромой из бисера. У мордвы-терюхан
был распространен венец-шапочка из монет и раковин-каури.
Головные уборы замужних
женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало
несколько видов. Высокие головные уборы на твердой основе
конической, прямоугольной и твердой формы - панго, были распространены в основном у эрзи.
Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась
вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась
небольшая вышитая лопасть. Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения
мордвы. Сорока представляла собой чепец
из холста. Ее украшали вышивкой, бисером, позументом. Под сороку одевали чехлик или волосник. Этот
головной убор в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой
верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их
самостоятельно, покрывая сверху платком. У мокши бытовали мягкие
головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами.
Терюханки носили венец, но в отличии от девичьего головного убора он
был закрыт сверху. С венцом женщины одевали плетни - длинные полоски холста или кожи с
нашитыми серебряными монетами, они спускались на грудь спереди.
Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные
полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел
первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли
из двух-трех частей, а прическа замужней женщины напоминала рога.
Уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра,
конуса, реже - лопатообразную (панго, сорока, сорка). Остов состоял
из луба или бересты, сзади на спину спускалась лопасть.
Для
традиционного женского костюма мордвы характерны многочисленные
украшения. В качестве височных подвесок мордовки носили различные
подвески из монет, бисера, раковин и пуха, которые прикреплялись к
головному убору. Из налобных украшений были распространены бахрома
из перьев селезня пришитые к тесьме или узкой полоске холста.
Употреблялись также узкие полоски материи с нашитыми на них бусами,
пуговицами, бисером или просто вышитые. Девушки носили накосники из
разноцветного бисера, шелка, раковин. Наушными украшениями были
серьги (пилькст м., пилекст э.) и специальные наушники, которые
представляли собой кружки из картона или бересты обтянутые материей.
На них нашивались цветы из материи, бусы, бисер. Специфическим
украшением мордовок была нагрудная застежка (сюлгам м., сюлгамо
э.).Они были двух видов: овал с незамкнутыми концами и подвижным
стержнем характерный для эрзи и трапециевидной формы у мокши.
Разнообразными были нагрудные украшения. Они представлены
разнообразными бусами (крганят м., эрьгть э.), ожерельями (колодка, камышка
э.). У мокши было множество вариантов бисерных воротников и
нагрудных сеток (цифкс, комбоне). У них имелись и чересплечные
украшения (кичкор, крескал), состоящих обычно из двух полос ткани
или кожи с нашитыми на них цепочками, пуговицами, стеклярусом и т.п.
Они одевались на плечи крест накрест. Чересплечное украшение (ожа нучка) имелось и у теньгушевской эрзи.
Наручные украшения представлены браслетами (кятькст м., кетькст
э.) и перстнями (суркст м., э.).
Специфическим поясным украшением эрзянок является набедренники
(пулай, пулакш, пулокаркс).
Они были двух видов: с валиком и без валика. Основу его составляет
прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или
войлоком. Лицевая сторона пулая
украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера,
пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как
правило черной, но на праздничных пулаях
она могла быть красной или зеленой. Шерсть дополнялась медными
цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера. У теньгушевской
эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс)
состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части
прилегающей к пояснице. Лицевая сторона ее украшалась вышивкой,
раковинами, монетами и бисером. У некоторых групп эрзи Пензенской и
Саратовской областей поясное украшение имело вид пояса с подвесками
и кистями (мукороцек) или полосками ткани
(лапкат). Поясными украшениями были также
полотенца, которые затыкали за пояс (кеска
руцят м., бока пацят э.) Поясными
украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами.
Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов
медной проволоки; или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись
бубенчики, жетоны, раковины, на концах как правило была бахрома из
шелковых ниток.
Женщины эрзянки носили набедренное украшение - пулай, в виде
прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом,
шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные
украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц,
подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца
(кес-коруцят), число которых в одном наборе доходило до шести.
Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или
вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной
формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили
для работы во дворе или около дома. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги
со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей
сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и черные,
иногда белые валенки.
Ноги обертывали портянками, их было две пары: нижние (алдонь пракста м., пильгалга
э.), которыми обертывали ступни; и верхние (ланга пракста м., верьга пракста
э.), ими обертывали икры. В холодное время года поверх портянок носили белые
или черные онучи (сумань пракстат м., э.) из сукна. У теньгушевской эрзи и терюхан
женщины носили более узкие, чем портянки, обмотки. Мокшанки носили обмотки красного
цвета с желтыми, зелеными и черными полосами по праздникам. Чулки вошли в быт
мордвы довольно поздно, их вязали иглой или крючком. Мокшанки носили полосатые
наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.
Мордовская вышивка
Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая
была основным украшением традиционной одежды. Для вышивания применялись шерстяные,
реже шелковые и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного и черного или
темно-синего цветов. Исполнялась вышивка без предварительного нанесения рисунка,
по счету ниток. Для вышивания использовался специальный крючок-кечказ. Эрзянки
вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном - с обратной стороны.
Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность и монументальность,
рельефность. Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади
крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма ее довольно сдержанна. Два
основных цвета дополняются лишь зеленым и желтым. Мокшанская вышивка ажурнее,
сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма ее богаче. Наиболее
характерным элементом орнамента является ромб с продленными сторонами. Широко
распространен у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается
по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.
Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер
широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения.
Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Мордва-эрзя
использовала бисер в основном как отделочный материал. Она применяла бисер красного,
белого, желтого и черного цветов. Мокша из бисера изготовляла нагрудные и шейные
украшения. Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера была очень разнообразной:
голубая, синяя, белая, розовая, зеленая, золотистая и др. Орнамент бисерных
украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда
бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко а мордовском костюме применялись
бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д.
Занималась мордва и узорным ткачеством.
В основном узорные ткани употреблялись для отделки. Ими украшались концы поясных
и головных полотенец, головные уборы и плечевая одежда. Состав орнаментальных
мотивов узорного тканья был геометрическим: зигзаги, елочки, косые кресты, ромбы,
клетка.
У мокши было распространено художественное
вязание. Простым геометрическим орнаментом украшались наколенники, связанные
из черной и белой шерсти. Плоскость наколенника делилась горизонтальными черными
полосами на зоны, в которых в шахматном порядке располагались квадраты, елочки
и другие узоры.
Аппликация применялась лишь у некоторых групп мордвы.
Она заполнялась на рубахах, верхней распашной одежде, нагрудных и поясных украшениях.
Материалом для накладных узоров служили бумажные и шелковые ткани, полоски золотого
шитья, сукно, тесьма, кожа. Аппликация из шелковых и бумажных тканей в виде
узких полос заменяла во многих случаях вышивку, например на подоле мокшанских
рубах или по стану эрзянской распашной одежды восточных районов Мордовии или
ряда сел Пензенской области. Аппликация была единственным средством декора шубейки
(Шубейка - безрукавка из холста отороченная мехом, бытовала у теньгушевской
группы эрзи-шокши) эрзи Теньгушевского района Республики Мордовия.
Применялась аппликация и у терюхан (Терюхане - этнотерриториальная
группа мордвы, жившая до начала XX века в Терюшевской волости Нижегородской
губернии, была ассимилирована русскими). На сермягах (Сермяга
- верхняя одежда из сукна у всех групп мордвы) применялись накладные
узоры из сукна и кожи. Шубы из желтых овчин также украшались рядами зигзагообразных
узоров, заключенных между параллельными полосами.