Мы готовы сшить для вас нужный исторический костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Военные мундиры в Российской империи
Военные мундиры в России (как и в других странах) возникли ранее всех прочих.
Главными требованиями, которым они должны были удовлетворять, являлись функциональное
удобство, единообразие по родам и видам войск, ясное отличие от армий других стран.
Отношение к военному мундиру в России всегда было очень заинтересованным и даже
любовным. Мундир служил напоминанием о боевой доблести, чести и высоком чувстве
воинского товарищества. Считалось, что военная форма была самой нарядной и привлекательной
мужской одеждой. Все сказанное относится прежде всего к парадному мундиру, надевавшемуся
в торжественных случаях и именно для этого предназначавшемуся.
Военные мундиры составляли специальный объект внимания и даже пристрастия императоров,
в частности потому, что в XIX - начале XX в. только в них они сами были одеты.
Еще в детском возрасте мальчики из царской семьи в виде игрушек получали красочные
фигурки оловянных солдатиков и картинки, изображавшие мундиры разных полков. Для
них шились мундирчики, точно соответствовавшие настоящим.
Всякие изменения в военных мундирах осуществлялись лишь с санкции императоров,
часто по их инициативе, а иногда и по их собственноручным рисункам. Все это вызывало
внимание к военной форме всего "высшего общества". В дневнике П. А.
Валуев 6 января 1874 г. отмечает, например: "Сегодня скончался фельдмаршал
граф Берг. Его трудно заменить... Военные [же] говорят о другом событии: государь
на выходе [в Зимнем дворце] был в шарфе" (этот генеральский парадный пояс
- серебряный с черно-оранжевыми прошивками и кистями - был отменен еще в 1855
г.).
За соблюдением правил ношения военной форменной одежды как в строю, так и вне
его существовал строгий надзор, и виновный в нарушении этих правил мог поплатиться
гауптвахтой.
Пристрастие к военной форме было так велико, что право носить ее стало рассматриваться
как награда, и прямое пожалование мундирами получило распространение. В одних
случаях такое пожалование было связано с назначением в шефы - почетные командиры
воинских частей. Особенно это касалось членов императорской фамилии. Изготавливались
даже особые военные мундиры для императриц - шефов полков. В других случаях мундиром
награждались в память прежней службы в данной воинской части. Наконец, высшим
военным чинам могли жаловаться мундиры подчиненных им воинских частей.
Обычай назначать шефами воинских частей представителей правящих династий дружественных
стран (на взаимной основе) был распространен в Европе в XIX в. как жест миролюбия.
Пожалование мундира соответствующего рода войск как одно из внешних проявлений
шефства было делом обычным. Мы уже упоминали о получении Вильгельмом II русского
адмиральского мундира. Николай II тоже получил такой же германский мундир. Еще
в середине века многие члены царской семьи имели прусские военные мундиры, которые
надевались, в частности, во время визитов представителей прусского королевского
дома в Россию. В январе 1869 г. П. А. Валуев записал в дневнике: "Большой
обед во дворце в Концертном зале в честь кронпринца прусского. Государь и все
великие князья в прусских мундирах".
В 1886 г. бывший начальник III Отделения и шеф корпуса жандармов, а затем посол
в Англии генерал-адъютант граф П. А. Шувалов был пожалован щегольским "белым
мундиром" - мундиром лейб-гвардии Конного полка - потому, что он начинал
в нем свою службу. В ноябре того же года, Шувалов "в полной парадной конногвардейской
форме" присутствовал на полковом празднике Семеновского полка.
У некоторых военных (особенно из царской семьи) было по нескольку мундиров, надевавшихся
по разным случаям. Вот что рассказывает П. А. Валуев в дневниковой записи от 2
января 1876 г. о фельдмаршале князе А. И. Барятинском, в 1856-1862 гг. наместнике
императора на Кавказе: "После блистательного и счастливого военного поприща
князь Барятинский обратился ... в баловня фортуны и дворцовых ласк. В государстве
он - нуль. Во дворце он - нечто вроде наезжего друга... Он рассказывает анекдоты,
шутит и любезничает надеваемыми им разными мундирами. Намедни он обедал у их императорских
величеств в кирасирском в честь императрицы, вчера он опять обедал, вероятно,
в гусарском в честь государя, сегодня он в генерал-адъютантском по случаю дня
рождения великого князя Алексея Александровича, 6-го числа он будет в кабардинском
по случаю полкового праздника...".
При всей внешней привлекательности парадная военная форма при ношении вызывала
большие неудобства: стесняла движения, в ней было трудно или даже невозможно сидеть,
была маркой. Особенно много неудобств вызывали штаны. В кавалергардском полку,
например, белые рейтузы из лосиной кожи надевали влажными, чтобы они идеально
обтягивали фигуру. Любивший щегольски одеваться Николай I по нескольку дней должен
был оставаться во внутренних помещениях дворца из-за болезненных потертостей на
теле от форменной одежды.
Поэтому вне строя даже в среде самых высших военных чинов проявлялись две тенденции:
с одной стороны, комично-мелочные страсти вокруг мундирного этикета, а с другой
- стремление по возможности сократить пребывание в парадном мундире. Вот два эпизода,
отмеченные А. А. Половцовым (1884 г.). Как показательный, "отличающийся чрезвычайною
мелкотою", мемуарист записал следующий рассказ ему генерал-фельдмаршала и
генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Николаевича (дяди Александра
III), который только что вернулся из Германии: "В Гатчине я поехал к государю,
разумеется, в полной форме. А он меня спрашивает, зачем я это делаю. Я отвечаю:
"Потому что в твоей телеграмме, разрешавшей мне приехать, ты ничего не сказал
о форме". При этом... великий князь тонко улыбнулся и сказал: "Урок:
пусть в другой раз не забудет". О делах, разумеется, ни слова...". Другой
разговор Половцева с тем же Михаилом Николаевичем: "По обыкновению его заботят
и интересуют "высшие и важные" вопросы, например: "Был я вчера
у митрополита для поздравления по случаю юбилея. Тут же был и великий князь Константин
Николаевич с Александрою Иосифовной, и оба выговаривали Владимиру (Владимир Александрович
- брат Александра III, главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного
округа) за то, что он уже неделю в Петербурге, а до сих пор у них не был. Что
же Вы думаете? Владимир от митрополита поехал домой, снял парадную форму и к дяде-то
поехал явиться в сюртуке!.. То же самое и Сергей Александрович приехал меня поздравлять
8 ноября тоже в сюртуке...".
Военные мундиры отличались большим разнообразием фасонов, цветов и оформления.
Фасоны не только менялись со временем (что было свойственно всем мундирам), но
и приспосабливались к потребностям каждого рода и вида войск. Особенно разнообразными
были мундиры в кавалерии: вместо обычных кафтанов кирасиры имели особого рода
короткие мундиры-колеты; гусары - доломаны; уланы - куртки; казаки - чекмени или
черкески; различным был у них покрой штанов, особую форму имели головные уборы.
Цвет мундира указывал либо на род войск (пехота, артиллерия и т. п.), либо на
воинскую часть (полк). Оформление мундира обычно называлось прибором (от прибирать,
украшать). Прибор различался на суконный (цветные воротники, обшлага, клапаны,
выпушки, лацканы, отвороты фалд, околыши фуражек и т. д.) и металлический - золотое
или серебряное шитье на мундире, галуны, пуговицы, погоны, эполеты, аксельбанты
и т.п. Прибор нес основную информацию о принадлежности офицера (и генерала) к
роду войск и воинской части, а главное - указывал на его чин. Обычно металлический
прибор был признаком гвардейских мундиров и офицерских в армии.
Отметим лишь основные моменты истории армейского офицерского (и генеральского)
мундира, как наиболее распространенного и более отчетливо отразившего главные
особенности военных мундиров вообще.
Первые сведения о военных мундирах в России относятся к 1661 г., когда каждый
из стрелецких полков получил кафтаны, шапки и сапоги особого цвета. С появлением
полков иноземного строя военный мундир был модернизирован и приближен к западноевропейским
(в основном немецким) образцам. В 1720 г. впервые вводятся широкие кафтаны однообразного
цвета для разных родов войск: в пехоте они были темно-зелеными с красными отложными
воротниками и обшлагами, с красными же камзолами и штанами до колен; у драгун
(кавалерия, сражающаяся как в конном, так и в пешем строю) - синими (с 1775 г.
- зелеными) с белыми воротниками и обшлагами (с 1732 г. - красными), с белыми
лосиными камзолами и штанами (с 1764 г. - красными); у артиллеристов и инженеров
форма была вся красная с синими воротниками и обшлагами (в 1740 г. воротники и
обшлага стали черными бархатными, а камзолы и штаны с 1764 г. - белыми). По бокам
кафтаны имели карманы. Полы кафтанов для удобства движения заворачивались сначала
только на марше, а с 1732 г. - постоянно. Форма обмундирования дополнялась цветными
епанчами (плащами) и треугольными шляпами.
Эти цвета по родам войск существовали почти весь XVIII в. Однако отступления от
них были довольно часты, что было связано либо с нехваткой сукон нужного цвета,
либо с желанием выделить отдельные воинские части, особенно гвардейские.
В 1763 г. форма военного обмундирования подверглась некоторым изменениям: кафтаны
стали более узкими, отложные воротники и обшлага заменяются накладными, борта
на груди отворачиваются и образуют цветные лацканы. В 1786 г. по инициативе Г.
А. Потемкина проводится новая реформа армейских мундиров, сделавшая их более простыми
и удобными: полы кафтанов укорачиваются (почему мундир получает название полукафтана),
воротник снова становится отложным (при сохранении лацканов), карманы переносятся
назад (вертикальные, внутренние), полы отвернуты только спереди. В 1797 г. Павел
I вновь вернул мундиры образца 1763 г. В последующем в их фасон были внесены три
изменения: поднята стойка воротника, на обшлага добавлен фальшивый клапанец, мундиры
гвардейских офицеров и чинов свиты получили золотое или серебряное шитье на груди,
воротнике, обшлагах и карманных клапанах. Однако уже в 1802 г. военные мундиры
были заменены новыми, соответственно моде времени, существенно отличавшимися по
фасону ото всех прежних.
И в XVIII в., и позже офицерские (и генеральские) мундиры отличались от солдатских
лишь качеством сукна и портновской работы. Знаками отличия офицеров до 1760-х
гг. и при Павле I служили протазаны и эспантоны - особого рода пики, а также некоторые
дополнявшие мундиры аксессуары: нагрудные щитки, шарфы, погоны (эполеты), аксельбанты
и особое шитье (или галуны). Нагрудные щитки (висели на шее) имели форму утолщенного
полумесяца: серебряного - у обер-офицеров и золоченого - у штаб-офицеров (в 1808-1827
гг. они различались по чинам). Плетеные шарфы, состоявшие из красных, синих и
серебряных полос, первоначально носились через правое плечо и завязывались на
левом бедре. У младших офицеров они заканчивались кистями из серебряных нитей,
а у старших - из золотых. С 1742 г. шарфы стали носиться, как кушаки, на талии,
а с 1760-х гг. получили черно-оранжевую расцветку. Погоны (от погонять, направлять)
или эполеты (наплечники) появились еще в 1732 г. в виде жгутов, сплетенных из
металлических нитей, иногда с кистью на конце. Носились они в XVIII в. лишь на
левом плече. Одно время по их полю можно было определить чин офицера. Прямым назначением
погон (эполет) было придерживание на плече перевязи патронных сум. В середине
века появляются аксельбанты - шнуры из серебряных или золотых нитей, которые в
виде двух больших петель и концов с наконечниками свисали с правого плеча. Первоначально
аксельбант был как бы продолжением плетеного эполета. Позднее петли аксельбанта
стали охватывать рукав и вместе с концами подтягиваться к пуговицам на груди мундира.
В конце века аксельбанты превратились в обязательную принадлежность мундиров адъютантов
и офицеров Генерального штаба. Существует несколько версий происхождения и назначения
аксельбантов. Согласно одной из них, аксельбант - это шнур для измерения, а наконечники
- карандаши. Согласно другой, аксельбанты появились в ходе борьбы Нидерландов
против Испании за независимость и означали готовность восставших погибнуть - быть
повешенными на носимых ими в знак презрения к поработителям веревках. Особым знаком
фельдмаршала в XVIII в. стал маршальский жезл, напоминавший по форме подзорную
трубу или футляр для карт.
Есть свидетельства того, что уже в первой четверти XVIII в. офицерские и генеральские
мундиры (во всяком случае в гвардии) обшивались золотым галуном. С 1764 г. такое
отличие устанавливается в общем порядке и дифференцируется по чинам. Мундиры обер-офицеров
стали обшиваться по бортам, воротникам, обшлагам и карманным клапанам узким золотым
или серебряным галуном, мундиры майоров и подполковников - широким, а мундиры
полковников - широким и узким галуном. Кафтаны и камзолы генералов аналогичным
образом стали украшаться шитьем в виде гирлянд из лавровых листьев: у бригадиров
- половиной ширины гирлянды, у генерал-майоров - полной гирляндой, у генерал-поручиков
- двумя гирляндами, а у генерал-аншефов и генерал-фельдмаршалов - двумя с половиной
гирляндами, причем последние имели дополнительно узкое шитье по швам рукавов и
спины. Галуны и шитье полагались также на шляпах. Такие же мундиры без галунов
и шитья составляли повседневную форму. В 1796 г. галуны и шитье были отменены,
в результате чего мундиры офицеров и генералов утратили заметное различие. Знаком
генеральского чина стал витой эполет на правом плече, переходящий в аксельбант
из золотых нитей.
С воцарением Александра I военные мундиры были модернизированы: в 1802 г. они
получили высокий стоячий, не сходящийся спереди воротник (в 1812 г. он был сделан
ниже и стал застегиваться на крючки), юбка мундира спереди была вырезана, фалды
имели обкладку из цветного сукна и сзади находили друг на друга, горизонтальные
карманы перенесены назад. До 1826 г. мундиры были двубортными, затем стали однобортными
и получили цветные выпушки по борту и на талии. Камзолы укорачиваются и превращаются
в жилеты. Мундиры дополнялись белыми панталонами (затем они неоднократно меняли
цвет), надевавшимися в сапоги. Вводятся сюртуки (1809 г.) и шинели с пелеринами.
Передний угол треугольных шляп был поднят (шляпы остались треугольными, но в вертикальном
плане). В 1807-1844 гг. получают распространение кивера.
В качестве основного знака офицерского отличия в 1802 г. были введены цветные
суконные погоны, обшитые по краям галуном. В 1807 г. они были заменены эполетами,
представлявшими собой суконную, галунную или металлическую продолговатую пластину,
завершающуюся к краю плеча круглым утолщенным полем. У генералов это поле было
обрамлено золотой или серебряной бахромой, у штаб-офицеров бахрома была тонкой,
а у обер-офицеров отсутствовала.
При образовании в 1809 г. Корпуса инженеров путей сообщения генеральский и офицерский
состав его получил звездочки на эполеты, точно указывавшие на чин. Инженер-генералу
полагались три звездочки, генерал-лейтенанту - две и генерал-майору - одна; полковнику
- три звездочки, подполковнику - две и майору - одна; капитану - три звездочки,
поручику - две, подпоручику - одна; прапорщику звездочек не полагалось. В 1827
г. звездочки на эполетах были установлены в армии в общем порядке, но система
обозначения ими чинов была иная: у прапорщика - одна, у подпоручика - две, у поручика
- три, у штабс-капитана - четыре, капитану звездочек не полагалось; у майора -
две, у подполковника - три, у полковника эполеты были без звездочек; у генерал-майора
- две звездочки, у генерал-лейтенанта - три, у полного генерала звездочек не было.
На эполетах фельдмаршалов изображались два скрещенных маршальских жезла. Наличие
двух звездочек на эполетах генерал-майоров объяснялось существованием ранее бригадирского
чина. Две звездочки на майорских эполетах были установлены для аналогии с генерал-майорскими,
а может быть, "напоминали" о существовании в XVIII в. чина секунд-майора.
В 1854 г. генералы и офицеры получили дополнительно к эполетам галунные погоны
на цветной суконной подложке для ношения на шинелях (а затем и на сюртуках), на
которых чины обозначались продольными просветами в галуне и звездочками. У обер-офицеров
был один просвет, у штаб-офицеров - два просвета, у генералов поле погон просветов
не имело (а галун имел зигзагообразный рисунок). Система звездочек была той же,
что и на эполетах. Цвета просветов и выпушки по краям указывали на род войск и
войсковую часть.
Другим важным знаком отличия офицеров и генералов с начала XIX в. стало золотое
или серебряное шитье на воротниках, обшлагах и карманных клапанах мундиров (нагрудного
шитья в военном ведомстве с этого времени не было). Собственно шитье могло заменяться
галуном или петлицами (имитация обшивки петель; иногда такие петлицы назывались
катушками). Объем шитья у генералов, штаб- и обер-офицеров был одинаков, а его
цвет и рисунок различались по видам войск и войсковым частям. В 1808 г. для генералов
было установлено особое шитье в виде золотых или серебряных дубовых листьев; в
начале 1880-х гг. это шитье было заменено галуном, но в 1908 г. восстановлено.
В 1855 г. фасон военных мундиров был снова изменен: они получили полную юбку,
стали двубортными, карманы их остались сзади, но превратились в вертикальные (по
сторонам заднего разреза юбки). Еще в 1848 г. такой же фасон был введен в частях
кавказской армии. В 1860-х гг. воротники стали одного цвета с мундирами; вместе
с тем на них появились широкие клапаны (до заднего края погон), по цвету которых
можно было судить о принадлежности офицера к одному из четырех полков дивизии.
Еще с 1840-х гг. основным военным головным убором становится каска. В 1862 г.
она заменяется на кепи французского образца со скошенной вперед тульей и цветным
или галунным околышем с кокардой, просуществовавшие до начала 1880-х гг. В 1872
г. все мундиры, к которым не полагалось лацканов, были заменены однобортными.
В 1881 -1882 гг. мундиры утратили пуговицы и стали застегиваться на крючки. Левый
борт мундиров незадолго перед тем был расширен; карманы были перенесены на бока
(прорезные с клапанами); выпушки были уничтожены, кроме воротниковых (а в гвардии
и бортовых). Вместо кепи вошли в употребление фуражки с цветными тульями и околышами,
а для зимнего времени - мерлушковые папахи (те и другие с кокардами). В 1907 г.
мундиры образца 1855 г. были восстановлены (в укороченном виде). Тогда же в составе
форменной одежды появились кители с карманами на груди и боках. В 1913 г. была
введена комбинированная походно-парадная форма для армии (кроме кавалерии): на
китель настегивался шитый золотом или серебром (инженерные войска) воротник, погоны
заменялись эполетами, а на грудь пристегивался цветной лацкан с двумя рядами пуговиц.
Начавшаяся вскоре первая мировая война заставила генералов и офицеров совершенно
отказаться от парадной формы одежды и перейти на кители и гимнастерки с полевыми
погонами, защитного цвета фуражки и солдатские шинели.
Текст стр. 93-102 из книги:
Л.Е. Шепелев. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Ленинград, "Наука"
, Ленинградское отделение, 1991.