Я как сейчас помню свое первое впечатление от встречи с Гумилевым и Ахматовой
в их Слепневе. На веранду, где мы пили чай, Гумилев вошел из сада; на голове
— феска лимонного цвета, на ногах — лиловые носки и сандалии и к этому русская
рубашка. Впоследствии я поняла, что Гумилев вообще любил гротеск и в жизни,
и в костюме.
Вера Неведомская.
Воспоминания о Гумилеве и Ахматовой. 1954.
Феска — жесткая, без полей шапочка в форме усеченного конуса с плоским
дном, нередко украшенным кистью. Название от г. Фес (Марокко), крупнейшего центра
производства фесок на Ближнем Востоке. Марокканская феска, обычно красного цвета,
с золотой кистью. В России этот тип фески получил распространение в домашнем
быту с первых десятилетий 19 в. вместе с другими атрибутами «восточного стиля»
— полосатыми просторными халатами, софой и обязательным
ковром над ней, на котором размещались сабли, кинжалы и ружья, отделанные серебром.
Фески темного цвета, без кисти называли также эриванкой — по названию г. Эривань
(современный Ереван) в Армении. Экзотический наряд Н.С.Гумилева, описанный выше,
был связан с его интересом к Востоку, который прослеживается не только по типу
его головного убора, но и по избранному цветовому сочетанию — лимонного с лиловым.
Мемуаристка встретилась с Гумилевым и Ахматовой в 1910, после их поездки в Париж,
в котором переживали тогда увлечение восточным костюмом в связи с успехом балета
«Шехерезада», оформленного Л.С.Бакстом.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.