«Как начали к заутрени звонить да увидела я из светлицы,
как народ божий весело спешит в церковь, так, девушки, мне стало
тяжело... и теперь еще сердце надрывается... а тут еще день
выпал такой светлый, такой солнечный, да еще все эти уборы,
что вы на меня надели... скиньте с меня запястья, девушки, скиньте
кокошник, заплетите мне косу по-вашему, по-девичьи!»
— «Что ты, боярыня, грех какой! Заплесть тебе косу по-девичьи!
Боже сохрани! Да неравно узнает Дружина Андреич!» — «Не узнает,
девушки! Я опять кокошник надену!».
А.К.Толстой. Князь Серебряный.
Глава 5. 1862.
Кокошник — головной убор замужней женщины
в центральных и северных районах России в виде высокого щитка
разнообразной формы надо лбом; общее название традиционного
головного убора без учета семейного статуса женщины. Название
от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот»
— петух (Срезневский И. И., Словарь древнерусского языка); очевидно,
оно связано с формой птичьего гребешка. Форма кокошника была
весьма разнообразна. Вот что об этом сообщается этнографами:
«Формы северных головных уборов, несмотря на объединяющее их
название, были весьма разнообразны даже в близлежащих районах.
Почти вся поверхность шлемовидных «головок» из Осташковского
уезда Тверской губернии покрывалась позументом, плотным шитьем
золотной нитью и канителью, очелье заканчивалось жемчужной или
бисерной поднизью «ряской». Головной убор «ряска» из близлежащего
Ржевского уезда был миниатюрным, его богато орнаментированная
тулья закрывала лишь пучок волос на затылке, а очень широкая
ряска и позатылень — остальную часть головы. Кокошнику Каргопольского
уезда Олонецкой губернии присуща форма шапочки с вытянутым вперед
очельем и лопастями, прикрывающими уши. Вся поверхность его
обшита сверкающим позументом, а налобная часть густо закрыта
геометрическими узорами, выполненными жемчугом и бисером. На
лоб опускается не длинная, но многослойная поднизь. Необычное
украшение в виде шишек, обшитых по бели жемчугом и бисером и,
согласно архаическим поверьям, олицетворяющих культ плодородия,
имела кика из Псковской губернии.
Для Владимирской,
Нижегородской, Ярославской, Костромской и ряда других губерний с XVIII
века характерны
плоские массивные кокошники с вертикальной или горизонтальной лопастью надо
лбом.
Они бывают вытянутой треугольной или округлой формы. В иных случаях размах очелья
достигает шестидесяти сантиметров» (Молотова Л.Н., Соснина Н.Н., Русский народный
костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР, Л., 1984, с.
29—30). Кокошники исполнялись профессиональными
мастерицами — «кокошницами», владевшими необходимыми для
этого навыками шитья жемчугом, бисером, золотной нитью
и умением обращаться с фабричными тканями. В художественном строе русского национального костюма
кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные
формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность
тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники. В первое время после замужества женщины
крепили к головному убору в праздники тонкое легкое покрывало, украшенное
вышивкой, кружевом или позументом. Названия такого покрывала весьма разнообразны
— фата, дымка или даже вуаль. Со временем кокошником стали также называть традиционный головной убор с высоким
очельем и покрывалом даже в том случае, если его обладательницей была молодая незамужняя
девица. В 1900 г.
М.А. Врубель написал широко известную картину «Царевна-Лебедь» (Третьяковская галерея,
Москва), в которой кокошник, являясь
важной композиционной деталью, органично вплетенной в декоративный строй картины,
представлен как общенациональный символ русского традиционного костюма, обретающий
в сопряжении с поэтической сказочностью сюжета особую метафоричность. В 20 в. кокошник, как правило, связывается с образом
юной девичьей красоты и с убором замужней женщины не соотносится. В быту он совершенно
исчезает и обретает свою новую жизнь лишь в сценическом костюме.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.