На пароходе он разыгрывал из себя настоящего джентльмена и на этом основании
спрятал свою судейскую фуражку в чемодан, а ходил в котелке.
Д. Н. Мамин-Сибиряк. Голос крови. 1900.
Котелок — мужская шляпа с круглым выпуклым дном и небольшими полями.
Ее наименование как в русском языке, так и в языках стран — законодательниц
моды — Англии и Франции — связано с формой головного убора. В Англии ее называли
bouler hat — «шарообразная шляпа», во Франции — chapeau melon — «шляпа-дыня»,
в России же по ассоциации с небольшим металлическим сосудом с выпуклым дном
— «котелок». Предложен модой в 1868 и был принят торговцами, маклерами, начинающими
адвокатами. Светские люди начали носить котелки с 1885, и только по утрам или
во время путешествий. Официальным головным убором штатских лиц до 1914 оставался
цилиндр. Впоследствии он, как и другие формы головного убора, был вытеснен котелком.
Зонт с длинной ручкой и котелок — символ респектабельного чиновника в лондонском
Сити. В России после Октябрьской революции 1917 любая шляпа традиционной формы
воспринималась как классово чуждая и потому недопустимая. На театральной сцене
и киноэкране обладатели шляп, как правило, были отрицательными персонажами.
В постановках и киноверсиях событий конца 19 — начала 20 вв. обладатели котелков
непременно являлись служителями охранки и т. п. Хотя и было верно подмечено,
что представители аристократии не спешили следовать новой моде и не торопились
носить котелки, круг обладателей котелков не был столь узким — это адвокаты,
врачи, инженеры. Отставание аристократии от общепринятой моды было сознательным
и ставило своей целью подчеркнуть социальную исключительность. Дамы и господа
этого круга остались в мемуарной литературе как законодатели хорошего вкуса,
но не моды, что, в итоге, важнее.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.