Она скоро вернулась, села на диван и осталась неподвижной. Волосы свои она
убрала, но платья не переменила, не надела даже манжеток.
И.С.Тургенев. Затишье. II. 1854.
Манжеты — съемная или пришитая отделка разнообразной формы на нижнем
крае рукава рубашки, блузки, платья. Название от французского manchette — рукавчик,
что объясняет бытовавшее в России в начале 18 в. наименование манжеты — «маншеты».
Манжеты одновременно стягивают край рукава и украшают его, материалом для их
изготовления служат ткань и особенно кружево. Форма манжет в мужской и женской
одежде в основном была связана с формой воротника. В западноевропейском
мужском костюме манжеты стали играть заметную роль во 2-й половине 17 в. Размеры
их были столь велики, а дороговизна кружев и тканей столь высока, что носившие
их щеголи не решались совершать резких движений. Манжеты появились в России
в начале 18 в. вместе с одеждой европейского образца и представляли собой пышные
оборки из кружев. Хотя манжеты возникли как деталь мужского костюма, уже в середине
18 в. их стали носить женщины, но не в качестве длинной оборки из кружев по
краю рукава рубашки, а в виде коротенького подрукавничка с отделками, только
имитирующего наличие нарядной нижней рубашки. Такой обычай был вызван изменением
формы рукава — узкого вверху и плавно расширяющегося к локтю. На рубеже 18—19
вв. мужские манжеты стали заметно скромнее и отделывались лишь узенькой полоской
кружев, чаще же главным украшением рубашки становилась тонкая выделка ее ткани
и безукоризненная белизна (поэтому светский щеголь должен был менять рубашку
несколько раз в день). С конца 1810-х гг. форма манжеты на мужских рубашках
приближается к современной. Манжеты и воротник должны были быть очень жесткими,
поэтому их стали делать двойными. Около 1848 впервые появились съёмные манжеты
и манишки — т. н. бедная роскошь,— но широкого
распространения у людей со средствами они не получили. В 20 в. жесткие накрахмаленные
манжеты и воротнички остались обязательными только для вечернего мужского костюма,
в повседневной и спортивной одежде их не использовали. С конца 18 в. манжеты
скреплялись на запястье запонками или манжетными пуговицами (более мелкими,
чем пуговицы на рубашке). Манжеты на женской одежде, в отличие от мужской, становились
в 19 в. все более причудливыми — многослойными, кружевными, украшенными вышивкой
и крупными запонками с драгоценными камнями. Распространение получили также
съемные манжеты и манжетки. Потребность сохранять безупречную свежесть заставляла
женщин к повседневной одежде иметь несколько пар свежеотутюженных манжет, обычно
белых, из тонкого полотна, батиста или кружева.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.