Когда я был уже почти совсем готов, ко мне зашел Шульц. В руках у него была
длинная цилиндрическая картонка и небольшой сверток. ««Посмотрите-ка, отец родной!»
— сказал он, вытаскивая из картонки огромную соболью муфту с белым атласным
подбоем и большими шелковыми кистями.
Н.С.Лесков. Островитяне.
Глава шестая. 1866.
Муфта (мухта) — теплый, чаще всего из меха, мешок с отверстиями с двух
сторон, предназначенный для согревания рук. Название от голландского mouw —
рукав; по другой версии, из нововерхненемецком Muffel, немецком. Muff — муфта.
В России получила распространение в 18 в. как деталь мужского и женского туалета.
Во 2-й половине 18 в. редкий модник обходился без муфты: «В руках щеголя того
времени непременно должна была быть соболья или сделанная из длинной шерсти
украинских овец белая муфта, называемая „манька". Эти муфты составляли
необходимую принадлежность во время прогулок пешком, и всякий, имея их в руке,
входил даже в гостиные» (Пыляев М. И., Старый Петербург, М., 1990, с. 452).
Муфты носили на шнурах и цепочках. Их форма подчинялась моде — они были то в
виде огромных квадратов, то в виде крохотных цилиндриков, в которые едва втискивались
руки. Муфты могли быть не только меховыми, но и из ткани на теплой подкладке,
отделанные шнурами, вышивкой и др. Обычно муфта в женском костюме составляла
ансамбль с меховой шапкой и воротником. С внутренней стороны муфты имели карманчик
для ношения мелких предметов. Долгое время муфта служила особым социальным признаком,
что естественно, так как в народном представлении она — принадлежность знати,
изнеженного щеголя или щеголихи, берегущих руки от холода. В России муфта как
распространенный предмет женского гардероба сохранялась долго, в детской одежде
— до 1950-х гг. Ныне муфты время от времени предлагаются художниками-модельерами,
но широкого распространения не получают и, видимо, останутся только предметом
роскоши, дополнением к костюму, который не предполагается носить ежедневно.
Было бы не справедливо забыть
о том, что до петровских времен в русском быту существовало подобие муфты — «рукав»
в форме мехового цилиндра. Такое его название объясняется тем, что некогда
длинные рукава служили для согревания рук. К 17 в. муфта-рукав (в виде цилиндра) была любимым украшением боярышень
— так что заимствованное в 18 в. название «муфта» стало обозначать давно
известный предмет. Н.М. Карамзин писал: «Борода же принадлежит к состоянию дикого
человека; не брить ее то же, что не стричь ногтей. Она
закрывает от холоду только малую часть лица: сколько же неудобности летом, в сильный
жар! Сколько неудобности и зимою носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше
ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, но все лицо?» (Карамзин Н. М., Письма
русского путешественника, М., 1980, с. 354). Из рассуждений историка ясно, что до
Петра I муфтой-рукавом пользовались только женщины и лишь
с 18 в.— мужчины.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.