В пятне голубого света явился «волшебный образ» — дивная Царь-Девица, легкая,
стройная, гибкая, с горящей звездой во лбу, с полумесяцем на головке, с тонкой
непостижимой талией, затянутой бриллиантовым корсажем, из которого расцветали
обнаженно-блистающие руки, из корсажа подрагивали блеском воздушные тюники,
или, как теперь называют, «пачки»,— пена батиста и кисеи, взмывающая пухом,
под пухом играли ноги,— что-то чудесно-странное, отдельное от всего, живо е,—
совсем оголенные, до бедер.
И.С.Шмелев. Пути небесные.
XV, Шампанское. 1936, 1944—47.
Пачка — деталь балетного костюма в виде короткой пышной многослойной
юбки на поясе, соединенной с лифом. Происхождение названия остается неясным,
английские и французские заимствования исключаются (во всем мире принято французское
tutu; первоначально так назывались коротенькие и очень широкие на сборках штанишки
цирковых артистов, бродячих танцоров и гимнастов, постепенно превратившиеся
в коротенькую юбочку из газа). Взяв форму западноевропейского балетного
костюма, русский театр не усвоил его названия. Можно предположить, что русское
название юбка-пачка происходит от немецкого Pack — пакет, связка, так как балетная
пачка представляет собой несколько оборок, соединенных, связанных общим поясом.
Пачка появилась в 1839, получила распространение в конце 1860-х гг., но была
допущена на сцену для публичных спектаклей в России в начале 1870-х гг. Изменение
сценического костюма произвело настоящий переворот в балетном костюме, а также
в технике и выразительных возможностях танца, сделав движения балерины более
раскрепощенными и позволив зрителю улавливать их тончайшие нюансы. В конце 19
— начале 20 вв. пачку шили из тонкой материи (муслин, тарлатан и др.), сложенной
в несколько слоев т. о., что каждый последующий слой чуть длиннее предыдущего.
Балетный костюм оказал влияние
на бытовую одежду еще в начале 19 в., до появления пачки: «На балах появляются уже много в коротких
платьях; и даже иногда (чтоб как можно более подделаться под театральный костюм)
легкое сие одеяние разрезается на боку» («Северный Меркурий», 1805, № 1). Театром
тогда считался главным образом балет и опера, а не драма, и красавицы того времени
в своих одеяниях выглядели не только как античные героини, но и как балетные танцовщицы.
А в начале 20 в. в моду вновь
вошли юбки с высоким разрезом на боку под влиянием балетных спектаклей, оформленных
Л.С. Бакстом. В юбке такого покроя вернулась из Парижа
А.А. Ахматова (Неведомская В., Воспоминания о Гумилеве
и Ахматовой, в сб.: Николай Гумилев в воспоминаниях современников, М., 1990, с.
152). В современном костюме, начиная с середины 1970-х гг., также присутствуют реминисценции
«балетной темы», одежда имеет длину классической балетной туники, допускается разрез
на боку, что делает такое платье особенно похожим на балетный костюм. В 1990-е гг.
в бытовой костюм как особо нарядная одежда входит пачка из разнообразных тканей.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.