Папаха - высокая меховая шапка из смушки с
суконным верхом-колпаком. В русской армии появилась во время
военных действий на Кавказе, в первой половине XIX в. Позднее
в Сибири казачьи папахи изготовляли из длинного бараньего меха.
В русско-японской войне 1904-1905 гг. весь личный состав действующей
армии имел папахи черного бараньего меха. Во время первой мировой
войны в русской армии носили папахи из серой смушки (у солдат
- из поддельной смушки). Это папаха образца 1910 г. - более
узкого покроя, чем в русско-японскую войну, имела отстегивающийся
назатыльник, который мог опускаться вниз для прикрытия ушей
и затылка.
Каждая папаха — в две головы высотою, и наверху папах — малиновые донца
в серебряных кантах крестиком.
К. А. Федин. Братья. I. 1927—28.
Папаха — высокая меховая шапка, обычно с донцем из ткани. Название заимствовано
через азербайджанское papah (Фасмер М., Этимологический словарь русского языка,
т. 3, М., 1987, с. 200). Головной убор мехом наружу сначала усвоили казаки на
рубеже 18—19 вв., и папаха стала форменным зимним головным убором практически
во всех казачьих войсках. Любопытно сравнить два описания папахи, которые можно
найти в этнографических исследованиях. «По поводу шапок, сделанных целиком из
меха, Дж.Лонгворт пишет: „Колпак является, возможно, единственным исключением
из этого однообразия, и в зависимости от материала, из которого он может быть
сделан — из каракуля, бараньего или козьего меха, мелко или крупно завитого,
плотного и густого, длинного и косматого,— придает специфически индивидуальные
черты, будь то мягкость, жесткость или хладнокровие, и, как я часто замечал,
может быть принят за показатель, раскрывающий нам преобладающие черты вкуса,
если не склонностей, носящего этот головной убор"» (Студенецкая Е. Н.,
Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв., М., 1989, с. 36—37). У С. В.
Максимова читаем: «Однако по тому, как надеваются на головы шляпы, можно приблизительно
судить о национальном характере и племенных свойствах. Особенно это можно сказать
о шапках: смелые в наездах и лихие в боях казаки носят свои шапки совсем сдвинутыми
на ухо и укрепленными под подбородком на ремешке. Так водилось и в летучих отрядах
польских улан, и кавказские горцы, не знавшие сна и покоя в набегах, заламывают
свои шапки не только молодцевато набекрень, но и заваливают их самым внушительным
образом на затылок» (Максимов С. В., По Сеньке шапка, в сб.: По русской земле,
М., 1989, с. 184). Читателям очевидно, что за названиями «колпак» или «шапка»
скрывается папаха — дело в том, что это наименование получило широкое распространение
довольно поздно и впервые зафиксировано в русском языке в третьем издании словаря
В.И.Даля, вышедшем много лет спустя после его смерти, в 1903—09, под редакцией
И. А. Бодуэна-де-Куртене. Папаха казаков различных войск отличались по форме
(самой большой считалась т. н. маньчжурская папаха), цвету меха и донца. Вот
как описана папаха гвардейских казаков, которая отличалась особой формой донца:
«Гвардейские казаки при парадной форме носили черные мерлушковые папахи-кивера,
с андреевской звездой вместо кокарды и белым султаном с левой стороны. Под звездой
висело плетеное из белого шнура украшение, оканчивающееся двумя длинными шнурами
с плетением и кистями на концах, свисающими с правой стороны, ниже погона. Донце
папахи-кивера имело лопасть — клиновидное окончание донца, свисающее с правой
стороны до низа папахи-кивера» (Ривош Я.Н., Время и вещи, М., 1990, с. 246).
Донце папахи других частей сшивалось из четырех клиньев с вшитым крестообразно
галуном. В 20 в. папаха становится модным женским головным убором: в
1-й половине века — из низко стриженой овчины, каракульчи, во 2-й — из длинноворсовых
мехов, в большей степени подражающих папахе Кубанского и Терского казачьих войск,
чем можно объяснить название «кубанка», принятое для таких шапок.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.