На сестру надевали богатый куний салоп с большой собольей пелериной,
спускавшейся на плечи.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина.
XIV. 1887—89.
Салоп — верхняя очень просторная утепленная женская
одежда с широкими рукавами или без них, скреплявшаяся лентами
или шнурами. Название от французского salope — неряха, небрежная,
неопрятная женщина. Предполагается, что салоп был хорошо известен
уже в конце 18 в., хотя самое раннее упоминание его названия
в литературе удалось обнаружить только в тексте 1806 — ремарке
из комедии И.А.Крылова «Модная лавка»: «Антроп подает салоп.
Самбурова надевает его и завязывает очень медленно». В русском
языке возникло выражение «салопница», производное от салоп;
оно имеет сходное значение с французским salope, но обрастает
дополнительными смысловыми оттенками (старомодный, бедный) и
становится знаком социального положения человека. В очерке «Салопница»,
написанном, по всей вероятности, Ф.В. Булгариным (он подписан
инициалами Ф. Б.), дана такая характеристика: «Женский пол сей
аристократии разгуливает обыкновенно в старых, некогда черного
цвета, от времени превратившегося в бурый цвет салопах... Эти
попрошайки называются салопницы. Они получили прозвище свое
от одежды. Этот бурый салоп, ливрея нищеты, есть изображение
характера и жизни несчастной» («Северная пчела», 1832, № 16,
17). Уже в 1830-х гг. салопы начали уходить из моды, во 2-й
половине 19 в. в журналах они не рекламировались и новых их
фасонов не предлагалось, тем не менее они сохранялись в русском
быту до конца 19 в. Форма салопа требовала больших затрат ткани
и меха — верх шили из бархата, шелка, дорогого сукна, подкладку
делали из меха куницы и соболя, тем не менее его продолжали
носить в той среде, где богатство материала ценилось выше других
качеств, прежде всего у купечества, «...нет, не всё, ты мне
еще салоп на соболях должен» (А. Н. Островский, Свои люди —
сочтемся!, 1850). С таким смысловым подтекстом этот предмет
часто встречается в русской литературе 19 в.: «Кроме тысячи
рублей, мы еще три салопа даем» (А. П. Чехов, Брак по расчету,
1884). Тяжелые, монументальные формы салопа, диктующие степенную
походку, подчеркивающие дородность и состоятельность, соответствовали
давно сложившемуся эстетическому идеалу, представлению о красивой
женщине, сохранявшемуся во всех тех слоях русского общества,
которые не утратили связи с традиционной культурой. Тяготение
к величественным формам было подмечено в начале 19 в., когда
в одном из журналов появилась следующая фраза: «Пускай тяжелую
цветную одежду, кружева, блонды, петинет, розовые гирлянды,
розовые и лиловые шелковые материи носят молодые купчихи, а
богатые жемчужные убрусы, глазет, штоф, тафту и платки — старые»
(Кабинет Аспазии, 1815, цит. по кн.: Верещагин В. А., Памяти
прошлого, СПб., 1914, с. 149). В 20 в. название «салоп» употребляется
лишь в переносном смысле по отношению к бесформенной старомодной
одежде.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.