Предводитель хора, в серой толстовке из того же туальденора и в туальденоровых
брюках, отбивал такт обеими руками и, вертясь, покрикивал: «Дисканты, тише!
Кокушкина, слабее!».
И. Ильф, Е. Петров.
Двенадцать стульев. Часть первая,
глава VIII. 1928.
Толстовка — просторная, длинная, иногда на кокетке с густыми сборами
мужская рубашка из разнообразных гладкокрашеных тканей, носившаяся навыпуск.
Название связано с именем Л.Н.Толстого, манере одеваться которого в период «опрощения»
стали подражать его последователи. Личность Толстого привлекала многих художников,
было написано несколько его портретов: И.Н.Крамским (1873), Н. Н. Ге (1884),
И.Е.Репиным (1887; все—в Третьяковской галерее, Москва). Облик писателя зафиксирован
не только в живописи, но и в мемуарах: «В августе 1891 года в Ясной Поляне я
увидел Льва Николаевича уже опростившимся. Это выражалось в его костюме: черная
блуза домашнего шитья, черные брюки без всякого фасона и белая фуражечка с козырьком,
довольно затасканная» (Репин И. Е., Далекое и близкое, Л., 1986, с. 367). В
молодые годы Толстой одевался в Москве на Тверской улице в одной из старейших
французских фирм в России — «Айе». «Расцвет этой фирмы относится к 60-м гг.
прошлого столетия. «Айе», являясь как бы историком и законодателем московской
моды, одевал всех щеголей и любителей выделяться костюмом. У него одно время
одевался Лев Николаевич Толстой, считая его лучшим портным Москвы» (Иванов Е.
П., Меткое московское слово. Быт и речь старой Москвы, М., 1985, с. 245). Но
уже в те же 1860-е гг. Толстой начинает носить совсем другую одежду. Его дочь
рассказывает: «Одевался папа всегда в серую фланелевую блузу и надевал европейское
платье только тогда, когда ездил в Москву. Меня, так же, как и мальчиков, папа
просил одевать в такую же блузу» (Сухотина-Толстая Т. Л., Воспоминания, М.,
1980, с. 32). Одетым в очень широкую на сборках блузу с воротником-стойкой и
застежкой, напоминавшую русскую рубашку, писатель сфотографировался в Москве
в 1868. Эта фотография, а затем и воспроизведения живописных портретов распространялись
по России, а когда одежда Толстого стала еще проще (обычная холщовая длинная
рубаха, подпоясанная ремешком), облику писателя стали подражать многие его последователи,
выбирая для подражания либо портрет Крамского, либо Репина. Этим объясняется
разнообразие покроев толстовки, ставшей модной со 2-й половине 1880-х гг., например:
«... в белой длинной рубахе под ремешок, которые зовутся толстовками» (С. Н.
Сергеев-Ценский, Искать, всегда искать, 1934—35) или «один низенький, в синей
толстовке до колен» (В.П.Беляев, Старая крепость, 1935— 36). В конце 1920-х
— начале 30-х гг. толстовку начали делать и из других, более плотных тканей,
они несколько укоротились, вместо сборок появился ряд крупных складок Популярность
толстовки после 1917 объяснялась не обилием последователей Толстого в эти годы,
а тем, что в первые послереволюционные годы обычный мужской городской костюм,
а тем более визитка и крахмальная рубашка воспринимались враждебно. Выработался
особый стиль одеваться, для которого толстовка была сочтена наиболее демократичной.
Толстовка исчезла из обихода в середине 1930-х гг. Некое подобие толстовки сохранилось
в среде художников, использующих ее как рабочую блузу, как это было принято
в среде живописцев и скульпторов в 19 в.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.