Госпожа Пришипецкая собрала бумаги свои, накинула платок на голову, схватила
со стола кусок пунцового гроденапля, купленного Порфирием на тюнику для обожаемой
Анастазии, и — бросилась в двери.
А. Ф. Вельтман. Сердце и
думка. Часть I, . 1838.
Туника (тюника) — накладная, позднее кроеная длинная
белая шерстяная или льняная нижняя одежда с рукавами или без
них, носившаяся только подпоясанной (так как без пояса воспринималась
как белье), распространенная в Древнем
Риме; женское платье, по покрою приближавшееся к античной
тунике, но надевавшееся сверху, на другую одежду; военный мундир
(в этом значении употребляется крайне редко). Название от французского
tunique, восходящего к латинскому tunica — рубаха. Во французском
языке им обозначали широкий круг предметов — подрясник, хитон,
военный мундир, поэтому русские писатели 19 в., владевшие французским
языком, использовали слово «туника» в самых различных значениях.
Например, у И.С.Тургенева можно встретить употребление в значении
«мундир»: «...австрийский офицер, в
короткой серой тюнике и зеленом картузе, проскакал мимо их...»
(«Накануне», 1859). Древнеримская туника, украшенная одной широкой
полосой от ворота к подолу, была одеждой сенатора, а с двумя
узкими полосами — всадника, обозначая тем самым представителей
двух высших сословий. Кроеная туника считалась модой, принесенной
варварами (Кнабе Г. С., Древний Рим — история и повседневность,
М., 1886, с. 87).
Туника появилась в европейской одежде нового времени в связи
с распространением т. н. античного костюма, ставшего своеобразным
отражением общего интереса к античности, возникшего в середине
18 в. (особенно в связи с исследованиями И. И. Винкельмана),
попыткой реализовать увлечение древностью в сфере бытовой культуры.
В России, например, в 1771 уроженец острова Митилены Антоний
Палладоклис опубликовал «Стихи на платье Греческое, в кое Ея
Императорское Величество соизволила одеваться в маскараде».
Правда, платье по-гречески Екатерины II весьма отдаленно напоминало
одеяния античных статуй, которым стремились подражать в 1770—80-е
гг. Принято считать, что появление «античного» костюма в европейской
моде совпадает по времени с эпохой Великой французской революции
1789—94, но на самом деле оно было подготовлено культурой всей
2-й половины 18 в.: «Ведь и в Париже революционный костюм, костюм
подражавший греческому, появился не сразу готовым, как Минерва
из головы Юпитера, а существовал задолго до революции, в продолжение
всего того времени, когда буржуазные идеи революции подтачивали
старый общественный строй. Даже настоящий революционный костюм,
греческая одежда
встречается уже задолго до революции,— правда не как всеобщая
мода, а только у некоторых лиц, предвосхитивших ее» (Фукс Э.,
Иллюстрированная история нравов, т.3, М., 1913, с. 131—32).
Там же Фукс приводит выдержку из письма молодой дамы, описывающей
костюм 1785: «Вместо платья она носила длинную белую тунику,
подвязанную под грудью розовой лентой. Весь головной убор состоял
из цветка в волосах». В конце 18 в. в России были женщины, отказавшиеся
в узком кругу от париков и фижм и предпочитавшие легкие светлые
одежды «античного» образца. Но по-настоящему «античная» мода
приходит в Россию лишь в годы правления императора Александра
I, когда исчезают неписаные (при Екатерине II) и писаные (при
Павле I) ограничения на подражание всем французским нововведениям,
каждое из которых воспринималось как революционная крамола.
Камерный характер некоторых портретов В. Л. Боровиковского 1790-х
гг., где дамы изображены в тунике, связан с особой доверительностью
модели по отношению к художнику, так как тогда этот костюм еще
не стал официальной модой. Признаком «подлинной» античности
в тунике наряду с кроем стали легкие полупрозрачные ткани, чаще
всего белого цвета. Они дали название возникшей во Франции после
1789 «нагой» моде, которой не замедлили воспользоваться безупречно
сложенные женщины, такие, как мадам Тайен в Париже (подруга
Жозефины, супруги Наполеона I) и леди Шарлотта Кэмбел в Лондоне.
Прозрачные материалы и «нагая» мода вскоре распространились
в России: «...не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных
платьях, кои плотно охватывали гибкий стан и верно обрисовывали
прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи
порхают на паркете. Но каково было дородным женщинам? Им не
так выгодно было выказывать формы; ну, что ж, и они из русских
Матрен перешли в римские матроны» (Вигель Ф. Ф., Записки, т.
1, М., 1929, с. 178). Несовместимость новой одежды с русским
климатом незамедлила сказаться — одной из первых жертв «нагой»
моды стала известная красавица княгиня Тюфякина, простудившаяся
и умершая в 19-летнем возрасте. «Античному» стилю одежды соответствовали
прическа, обувь, украшения. Шелковые туфли без каблуков были
с лентами, закрепляющимися на ноге, как греческие сандалии,
а прически с узлом волос воспроизводили облик античных богинь.
Прозрачные драгоценные камни вышли из моды, их заменили камеи,
цельнометаллические браслеты, пряжки (лишь на придворных балах
по-прежнему требовалось быть в бриллиантах). К 1820-м гг. строгое
следование античным образцам прекратилось, хотя в названиях
модных покроев еще долго сохранялись их отголоски. Приталенное
платье с корсетом называлось, например, «Диана», потому что
«корсаж сих платьев делается так, что правое плечо закрыто,
левое почти открыто» («Московский телеграф», 1829, № 1, с. 139).
Съемные локоны называли «фенакея» (в «античной» моде — накладка
из волос в виде сложных узлов, знакомых по античной скульптуре):
«Все почти накладные волосы... Дамы снимают их вместе со шляпами»
(«Молва», 1833, № 105, с. 419).
Вторая жизнь туники в конце 18 — начале 19 вв.
началась после появления новой коллекции одежды французского художника П. Пуаре
в 1908; в ней была представлена «неоклассицистическая» туника из тонкой ткани, отделанная мехом, почти точное повторение
т. н. Т. a la russe, популярной в Европе в 1800-е гг. (Верещагин В. А., Памяти
прошлого, СПб., 1914, с. 48). Эта тема туники
«в русском стиле» в 20 в. получила распространение во многих странах, в России
ее разрабатывала Н. П. Ламанова.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.