Обувь в армии и военно-морском флоте России в конце
XIX - начала XX в.
Солдаты царской армии были обуты в высокие сапоги черного цвета из юфтовой (яловой) кожи; голенища сапог были более высокими, чем носят теперь солдаты, с большим количеством складок.
Пехотинцы и кавалеристы носили сапоги различных фасонов. У пехотинцев голенища были более низкими, имели ровный (прямой) обрез. У кавалеристов голенище было выше и имело так называемый козырек, доходящий спереди до колена. Кроме того, на кавалерийских сапогах каблук был меньше по площади, чем у пехотинцев. Это делалось для того, чтобы можно было надеть шпоры, так как широкий каблук требовал бы удлинения вилки шпор.
Казаки, хотя и были кавалеристами, носили сапоги пехотного образца, потому что козырек был неудобен для заправки шаровар, а также и потому, что казаки шпор не носили, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки: лейб-гвардии сводный и лейб-гвардии атаманский.
С 1915-1916 года, когда в армию были призваны большие контингенты запасных старших возрастов, а также много новобранцев, вследствие чего ощутилась нехватка обмундирования, в пехоте появились ботинки и обмотки (бинты). Солдатские ботинки делались из грубой кожи черного цвета: фасон колодки был таким же, как и на высоких сапогах. Вместо шнурков использовались сыромятные ремешки. Ботинки были цельные, то есть без пришивного носка.
Обмотки изготовлялись из плотной хлопчатобумажной ткани защитного или серого цвета. Обмотки пропускались сквозь катанное ушко, имевшееся на заднем шве ботинок, а затем навивались вокруг ноги почти до колена и завязывались при помощи двух тесемок, имевшихся на конце обмотки. Кроме солдат-запасников и вновь призванных ботинки носили также кадровые солдаты, сносившие свои сапоги, причем не редкостью были среди них ботинки, поверх которых надевались голенища от старых, сношенных сапог вместо обмоток. В 1917 году, когда стало доставляться английское и французское обмундирование, в том числе и обувь, появились английские коричневые ботинки и английские же шерстяные обмотки горчичного цвета, ставшие в годы гражданской войны основным типом обуви белогвардейской пехоты.
Основным типом офицерской обуви были высокие сапоги. Сапоги шились из шевро или хрома черного цвета разнообразных фасонов как по колодке, так и по форме голенища. Фасонов колодок было три: узкие, круглые и появившиеся во время войны так называемые "бульдоги" (с возвышением на носке). Голенища были на мягкой, обычно замшевой, подкладке и твердом футере, то есть с прокладкой из жесткой кожи, идущей от верха голенища до гармошки. Верх голенища был прямым либо с козырьком. Голенища были очень узкие - между ногой и голенищем нельзя было просунуть палец. Поэтому надевание и снятие сапог было весьма длительным и мучительным делом. Надевались сапоги при помощи специальных крючков, зацепляемых за ушко сапог. Внутрь насыпали тальк или канифоль. Снять же сапоги офицер обычно не мог без помощи денщика и специального приспособления в виде дощечки с вырезом для каблука. При помощи дощечки нога выходила из головки сапога, но застревала в подъеме голенища. Денщик становился спиной к офицеру и тянул сапог, а офицер другой ногой упирался в спину денщика, и общими усилиями сапог наконец снимался.
Сапоги являлись предметом особой заботы и щегольства офицеров дореволюционной армии. Любопытно, что в мирное время для участия в параде офицеры заказывали специальные сапоги, голенища которых зашивались на ноге. Снять такие сапоги было невозможно, и поэтому голенища распарывались на ноге после парада.
В отличие от современных высоких сапог офицерские сапоги имели голенища, сшитые по икре, поэтому правые и левые голенища были разной формы (для этого делались специальные правила - колодки для голенищ - на левую и правую ногу).
Во фронтовых условиях офицерские сапоги оказались крайне неудобными. Сапоги на твердом футере вообще перестали носить, а голенища сапог на мягкой подкладке стали делать с застежкой на два ремешка (сзади или сбоку) или на шнуровке. Такие сапоги хорошо сидели на ноге, их было легко надеть и снять.
Офицерские сапоги имели каблук специальной формы. Он был небольшим по площади, довольно высоким, сзади скошенный, в общем напоминающий женский венский каблук. Скошенность каблука давала возможность шпоре "падать" с каблука, что считалось шиком. При высоких сапогах шпоры носились только на ремешках.
Другой формой обуви являлись черные штиблеты на резинке, их носили при брюках навыпуск. Во время войны они почти вышли из употребления. Носили их преимущественно военные врачи и чиновники. Штиблеты имели цельную головку (без пришивного носка). Шпоры на штиблетах носили так называемые винтовые или накаблучные. Они прикреплялись к задку каблука при помощи специального острия находящегося внутри вилки шпоры, а концы вилки привинчивались к бокам каблука. Шпоры на ремешке со штиблетами не носили.
В 1916-1917 годах появились и широко распространились ботинки с крагами. Сначала носили их офицеры авиации и автоброневых войск, а потом стали носить и штабные и пехотные офицеры, чиновники разного рода военизированных учреждений, а также гражданские лица, носившие бриджи. В крагах, например, ходил и сам глава Временного правительства - А. Ф. Керенский.
Ботинки с крагами были на шнуровке, часто с носком фасона "бульдог". Краги представляли собой как бы точный слепок икры. Делались они из толстой кожи или из хрома, наклеенного на толстую кожу. Спереди имели разрез, застегивались при помощи специальных железных пластинок, вшитых в кожу, и, кроме того, затягивались наверху ремешками на пряжке. Был еще тип краг, поверх которых обвивался ремень, стягивающий крагу на ноге. В 1917 году стали появляться краги коричневого цвета (их носили с коричневыми ботинками). Шпоры при ботинках с крагами обычно не носили.
Одновременно с ботинками и крагами появились высокие ботинки на шнуровке. Они были распространены гораздо меньше краг. Носили их преимущественно офицеры авиации, автомобильных и мотоциклетных войск. Ботинки были черные и коричневые. Носы ботинок были пришивные, чаще всего фасона "бульдог", некоторые ботинки имели по верху голенища пришитый кожаный манжет, застегивающийся на два ремешка с пряжками, назначением которого было закрыть завязки шнурков. С высокими ботинками шпор не носили.
Во фронтовых условиях зимой офицеры носили теплую обувь. Чаще всего это были фетровые валенки кофейного или белого цвета, с обшитыми коричневой кожей носками и задниками. Валенки были и цельные и сшитые из войлока. В таком случае спереди и сзади они обшивались по шву кожаным узким ремешком. Носили также бурки - кавказские теплые сапоги, сшитые из черного войлока с начесом (из такого войлока делались кавказские войлочные плащи без рукавов - бурки, отсюда название перешло на обувь). Головки бурок целиком обшивались поверх войлока черной мягкой кожей. Валенки и бурки носили при бекеше, реже при шинели. Они не были строевой формой обуви.
Уставной обувью матросов были высокие сапоги пехотного образца. На корабле матросы носили сапоги под брюки навыпуск. В строю, на суше (парады, десант) брюки вправлялись в сапоги. В тех случаях, когда матросы надевали робы, вместе с ними надевались грубые ботинки без пришивного носка. Ботинки на шнуровке у матросов появились только после Февральской революции 1917 года (в царском флоте ботинки носили только морские офицеры).
Офицеры военного флота при брюках на выпуск носили либо черные штиблеты на резинке, либо ботинки на шнуровке с пришитым носком. При белых брюках были парусиновые белые полуботинки - туфли. На суше (на параде или при десантных операциях) носили высокие сапоги пехотного образца с прямым обрезом голенища. Если офицер ехал верхом, то на сапоги надевались шпоры. В пешем строю шпор не носили.
Носить высокие сапоги на шнуровке и ботинки с крагами у морских офицеров было не принято.
Яков Наумович Ривош
"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров
в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.