Мы готовы сшить для Вас необходимый исторический костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Одежда газетчиков в России конца
XIX - начала XX в.
Газетчиками сейчас называют работников газет, а до революции
так именовались продавцы газет. Они носили специальную форму
или, во всяком случае, форменный головной убор. Иногда это была
фуражка, иногда кепи. Газетчики
обычно продавали только одну газету, и на медной пластинке фуражки
у них было выбито название этой газеты.
Непременным атрибутом газетчика была огромная черная кожаная сумка (типа папки), висящая на ремне через плечо левого бока; в ней лежали газеты. Через другое плечо висел на ремне кожаный кошель для мелких денег.
Были такие газетчики, которые продавали не одну газету, а несколько разных
наименований. Эти газетчики работали в Агентстве печати и имели
специальную форму - черную фуражку с красным околышем и кантом,
черный бушлат с красными петлицами.
На медной пластинке фуражки вместо наименования той или иной
газеты была надпись "газетчик" и номер, а также название агентства.
На ремне сумки висела бляха с номером и надписью "Агентство
печати". Газетчиками были только мужчины - пожилые или подростки.
В газетных киосках на вокзалах и при гостиницах иногда торговали
женщины, но специальной формы они не имели. Мужчины, торгующие
в газетных киосках, также были без формы.
Летом газетчики носили сатиновую рубаху, подпоясанную кожаным ремнем, брюки в сапоги, зимой часто надевали башлык. Иногда вместо форменного головного убора они носили меховую шапку с прикрепленной к ней медной пластинкой. Зимней обувью обычно были валенки с галошами.
В период между Февралем и Октябрем 1917 года революционная пресса распространялась не через профессиональных газетчиков, которые служили либо в издательствах буржуазных, реакционных газет, либо в агентстве печати - тоже буржуазном, а через рабочих, работниц, подростков, являвшихся как бы общественными распространителями. Они были лишены всяких атрибутов профессиональных газетчиков, продавали газеты, как тогда говорили, "с развала" или с обычных лотков. Для привлечения внимания покупателей эти газетчики иногда прикрепляли к своему головному убору номер газеты так, чтобы было видно ее название, или ставили рядом с собой щит на подставке с укрепленным на нем названием газеты.
Яков Наумович Ривош
"Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров
в России конца XIX - начала XX в." - Москва: Искусство, 1990.