Подойдя к вопросу о русском национальном костюме,
следует сразу оговориться о хронологических рамках, поскольку его
традиционное "лицо" несколько изменилось, начиная с начала XVIII
века. В 1700 г. Петр I, стремившийся к строгой регламентации всего
русского быта, издает указ об обязательном ношении всеми костюма
западноевропейского образца. Исключение по указу составляли духовные
лица и крестьянство. Таким образом, крестьянская одежда, сохраняя
самобытные черты, выступает с этого времени в качестве основного
источника по изучению одежды русских.
При общем сходстве в покрое и в приемах украшения русский костюм имел свои
особенности, обусловленные, в первую очередь, географическим фактором. Население
северных районов России носило одежду, существенно отличную от крестьян южных
районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному,
однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами
южнорусской одежды. Немаловажным фактором, явились историко-социальные процессы,
способствовавшие созданию особых форм одежды; значительной была роль местных
культурных традиций и т.д. Все это является констатацией того факта, что у русских
при явном наличии общих черт даже в крестьянской черте не сложилось единого
национального костюма. Так, в женской одежде, более разнообразной по своему
составу и типам, чем мужская, ученые выделили три основных его комплекса: севернорусский,
южнорусский и среднерусский, а также три переходные группы: западную, северо-восточную
и юго-восточную. Не имея возможности остановиться подробнее на всех, выделим
лишь наиболее существенные различия. Они касаются, в первую очередь, севернорусского
и южнорусского комплексов одежды.
Севернорусский костюм
Комплекс с сарафаном, или севернорусский костюм, бытовавший не только на Русском
Севере, в центре, но и в районах Поволжья, Урала, в Сибири и некоторых других
местностях, состоял из рубахи (Рубаха - основная часть женского костюма, которую
надевали непосредственно на тело. Состояла из двух различных частей, сшитых
вместе на уровне груди: "рукавов" - верхней части и "стана" - нижней части.
Рукава обычно шились из хорошего тонкого холста, позднее - из покупных материй
(преимущественно ситца), а стан (становка, станушка) из домотканины более грубых
холстов. Длиной она была обычно до щиколоток.) и длинного сарафана (Сарафан
(сарафанец) - основной элемент русского женского национального костюма в виде
длинного безрукавного платья, чаще всего на бретельках.) Поверх сарафана надевали
душегрею (Душегрея (душегрейка, душегрей) - верхняя, различного кроя, обычно
утепленная, короткая женская одежда.), в холодное время года - шугай (Шугай
- разновидность очень короткой мантильи на лямках.). С таким костюмом девушки
носили повязку (Повязка - лента, завязывавшаяся вокруг головы, не закрывавшая
темени и оставлявшая открытыми волосы. У севернорусских она была высокая, т.е.
широкая.) или венец (Венец - широкий твердый обруч. У северных - в виде зубчатых
венцов), а замужние женщины - головной убор-кокошник (Кокошник - головной убор
замужней женщины в центральных и северных районах России в виде высокого щитка
разнообразной формы надо лбом. А также - общее название традиционного головного
убора без учета семейного статуса женщины).
Южнорусский костюм
Южнорусский костюм, более древний по своему происхождению, состоял из длинной
холщовой рубахи, поверх которой замужние женщины надевали набедренную одежду
- поневу (Понева (панева, понява) - один из древнейших элементов русского народного
костюма в виде набедренной одежды замужних женщин, надевавшейся поверх рубахи.)
Непременной принадлежностью этого комплекса был передник (занавеска, запон)
(Запон - разновидность фартука, который надевался на сарафан.) Он завязывался
или под мышками, или на талии и спускался ниже колен. Далее следовала нагрудная
одежда, спускавшаяся чуть ниже пояса и имевшая самые различные названия: насов,
навершник, сукман, шушпан, шушун (Шушун - просторная с рукавами женская кофта
из сукна и других материй) Южные девичьи головные уборы чаще всего представляли
собой узкий венец, обтянутый шелковой тканью с украшениями из бисера, стекляруса
и бус. Иногда девичий головной убор дополнялся разноцветными перьями или "пушками"
- шариками из гусиного пера. Для женщин обязательными были глухие, т.е. полностью
закрывавшие волосы рогатые головные уборы.
Среднерусская группа занимала главным образом Волго-Окское междуречье (по административному
делению XIX в. в нее входили Московская, Владимирская, части Тверской, Ярославской,
Костромской, Нижегородской, север Рязанской, Калужской и других, примыкающих
губерний ). Здесь наблюдалось как бы "наступление" северных форм на южные. Комплекс
с сарафаном нередко наслаивается на комплекс с поневой и вытесняет его. Так,
еще в XVIII - нач. XIX вв. во многих местах Московской и Владимирской губерний
носили поневу.
Но это и основной центр, откуда распространялся сарафан-клинник (Косоклинный
- самый старый тип сарафана, называется так потому, что для его покроя были
характерны вшитые в полы юбки клиновидные треугольники. Благодаря этому, сарафан,
узкий в верхней части, книзу расширялся и делался расклешенным). Шили его на
лямках (проймы, мышки, помочи). Длина лямок могла быть разной, но, как правило,
они поддерживали сарафан выше груди. Под грудью, и иногда и на уровне груди
его перепоясывали специальным поясом или тесемками передника. Бывали также закрытые
(глухие) сарафаны, у которых вырез был очень небольшой, по самую шею; вместо
лямок кроились проймы. Спереди у него шел разрез до подола, иногда короче. У
разреза обычно шла узорная оторочка.), прямой сарафан (московник) (Московский
сарафан или круглый - без клиньев, но со множеством оборок, что придавало ему
пышность и делало очень красивым. Разрез, ничем не украшенный, делали на груди,
а иногда под мышками. По покрою он напоминал длинную юбку с лямками. Его надевали
выше груди, а под грудью также подвязывали тесемками передниками или специальным
поясом, и по виду он отличался от первого типа сарафана главным образом отсутствием
спереди отделки) и шубка (Шубка (грудинка, нагрудник) - еще один тип сарафана,
отличающийся от круглого только тем, что к юбке пришивался нагрудник ) и т.д.
Сарафан здесь сочетался с однорогим кокошником или с кичкой (или сорокой) (Кичка
(кика) - элемент, налобная часть сложного головного убора замужней женщины южных
губерний России; часто общее название этого вида убора), характерным для южнорусских.
Для этой же области была присуща одежда со сборами, валяная обувь с высоким
голенищем (валенки), московский лапоть и т.д. К этому комплексу по этнографическим
данным близко примыкало и население Среднего Поволжья. Мужская одежда, по сравнению
с женской - единообразная.
Рубаху-косоворотку (Косоворотка - русская традиционная мужская рубашка с застежкой
на груди, смещенной влево, реже вправо. До середины XIX в. такую рубаху называли
"с косым воротом" или "русская рубаха") и порты (Так назывались в прошлом веке
мужские брюки ) носили повсеместно. Рубаху шили из домотканины (холста домашнего
приготовления) и покупных тканей: хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных. Примечательно,
что туникооборазный покрой самотканых рубах в деталях совпадает с покроем древнерусской
мужской рубахи. Рубахи носили навыпуск поверх штанов и подпоясывали различными
поясами (Пояс - полоса ткани, кожи, шнур и пр. различной длины и ширины, предназначенные
для опоясывания одежды, скрепляющиеся узлом, пряжкой, пуговицей и др.)
Штаны (порты) обычно неширокие, шились в деревне из холста, пестряди (Пестрядь
(пестредина, пеструшка, пестрорядь) - ткань из остатков пряжи различного рода
(шерсть, лен, хлопок) и цвета, нередко в полоску) и набойки. Под влиянием городской
моды в конце XIX в. штаны стали носить из фабричной плотной ткани.
Верхней мужской и женской одеждой являлись: кафтаны (Кафтан - верхняя мужская
длиннополая одежда), зипуны (Зипун - короткая мужская суконная куртка без воротника,
обычно яркого цвета, отделанная контрастными шнурами по швам ), свиты, шубы(Шуба
- мужская и женская одежда из меха различного покроя), тулупы (Тулуп - просторная,
как правило, очень длинная верхняя одежда, мехом внутрь, обычно не крытая, с
большим меховым воротником.)
Обувью служили лапти (Лапти - низкая обувь, типа сандалий, плетеная из древесного
лыка и привязывавшаяся к ноге длинными плетеными шнурами, т.н. оборками), валенки
(Валенки - разновидность высоких сапог, валяных из шерсти.), сапоги (Сапоги
- кожаная обувь с высокими голенищами), женские полусапожки и некоторые другие.