Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальная одежда нганасанов
Материалом для одежды служили нганасанам исключительно
оленьи шкуры. Покупными тканями, главным образом красными и черными сукнами,
пользовались лишь для аппликации. По своему покрою
одежда нганасанов значительно отличалась от ненецкой. Мужская и женская зимняя
одежда была короче и легче ненецкой и более приспособлена для ходьбы пешком,
чем для езды на оленях. В этом отразился отличный от ненцев образ жизни
нганасанов — когда-то преимущественно пеших охотников. Мужская одежда (лу) шилась
двуслойной. Верхняя часть лу
изготовлялась по большей части из белых выпоротков и орнаментировалась. На
спине лу пришивали ленты и кисти из цветных (красных
и черных) лоскутьев или из окрашенной охрой ровдуги. Внутреннюю часть лу шили
из осенней шнуры дикого оленя и носили шерстью внутрь. По подолу лу пришивалась опушка из белой собачьей или песцовой шкуры.
При поездках поверх лу
надевали сокуй (фиа) из белых оленьих шкур. На верхушке капюшона нашивался
стоймя, в виде султана, олений хвост. Летом служила та же лу,
но поношенная. Летний сокуй
шили из шкур с остриженной шерстью.
Нижняя одежда женщин состояла из фоние — ровдужного комбинезона с нашитыми
на груди серповидными медными пластинками и с медными трубочками, с кольцами на
нижних концах, нашитыми спереди на штанины выше колеи. Под коленом комбинезон
туго затягивался с помощью ременной вздержки и поверх голенища обуви. Поверх
комбинезона надевали лифарие — одежду типа лу,
но с разрезом. В зимние поездки поверх ровдужного
комбинезона надевали меховой, а поверх лифарие —
короткую шубу. Летом женщина тоже пользовалась поношенной зимней
одеждой. Шапка была исключительной принадлежностью женского костюма. Домашние
шапки — из белой оленьей шкуры с опушкой из черного собачьего меха, выездные —
из такой же шкуры, но орнаментированные черными и красными кантами из сукна.
У мужской и женской обуви спереди не было выема. Шили
обувь из белых оленьих камусов, с кантами из черного
и красного сукна. Мужская обувь отличалась от женской
большей длиной.
Мужчины носили две пары коротких натазников
(нингка), внутренние
— из ровдуги и наружные — из шкуры оленя. На нижней
части женских комбинезонов и мужских натазников были
нашиты ровдужные кисти, окрашенные в черный и желтый
цвета.
Детская одежда по форме ничем не отличалась от одежды
взрослых; для маленьких детей шили специальный
меховой комбинезон — минар.
Одеяло привязывалось передним краем к жердям чума и
имело вид полога. Спали под ним несколько человек, независимо от пола. Мужчины брали на зимние поездки мыли — оленью шкуру, зашитую с одного
конца в виде мешка, куда, сидя на нарте, засовывали для тепла подогнутые ноги.
Весной носили сейми-кунди — снеговые очки из металлических
пластинок, с узкой прорезью посредине, вшитых в орнаментированный кусок ровдуги.
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва
- Ленинград, 1956