Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Русский народный костюм сибиряков
Одежда крестьян изготовлялась из домашней ткани:
шерстяной, конопляной, частично льняной. Довольно рано в быт сибирской деревни
стали проникать китайские бумажные ткани — даба, далемба, бязь и дешевые шелка.
Наряду с этим известны были и русские фабричные ткани: сукно, ситец, которые
особенно распространяются со второй половины XIX в., вытесняя из обихода «своедельщину». В начале XX в. своедельщина шла преимущественно на рабочую,
частью на обрядовую одежду, и лишь наиболее бедные крестьяне, особенно из
новоселов, шили из нес значительную часть своей повседневной одежды. В это
время покупные материалы уже довольно широко вошли в быт сибирской деревни.
Кроме тканей, для одежды использовались в большей степени, чем в центральных
областях России, меха, шкуры, кожа,
замша.
С развитием капитализма город все сильнее оказывал
влияние на одежду населения сибирской деревни. Уже к первой половине XIX в. относятся упоминания о том, что крестьянки носили
кофты и юбки, т. е. одежду городского покроя, а в конце XIX—начале XX в. такая
одежда становится общераспространенной. Старинные национальные формы костюма сохраняли преимущественно группы старообрядцев — кержаков, которые в силу своих
религиозных воззрений жили замкнуто и придерживались старинных обычаев, в
частности в одежде. Однако и к ним проникали новые, иногда местные виды одежды,
широко применялся фабричный материал. Старинный женский комплекс одежды
старожильческого населения Западной и Восточной Сибири (включая Забайкалье)
носит довольно ярко выраженные черты северорусского костюма. Основные его
части: рубашка с прямыми поликами, сарафан и сложный головной убор, состоящий
из кички (самшуры), кокошника и позатыльника.1
Женская рубашка с прямыми поликами — ластовками —
шилась в старину из холста; позднее верхнюю часть — «рукава» — шили
преимущественно из фабричной, частью цветной ткани, а низ — «станушку» —
пришивали из холста, нередко «губленого», окрашенного в кубовую краску. Ворот рубашки
собирался в сборку и пришивался к обшивке или имел небольшой отложной
воротничок.
Второй тип женской рубашки — рубашка с «пелеринкой» — кокеткой.
Ее стали носить не только с сарафаном, но и с юбкой, нередко превращая в нижнюю
бельевую часть одежды, поверх которой надевалась кофточка. Сарафан,
надевавшийся на рубаху, назывался косоклинник, дубас, дубасик (термин,
известный и в северо-восточных областях Европейской России), дабинник
(сибирский термин — от материала — дабы),
круглый, полукруглый сарафан. Косоклинный сарафан шился преимущественно
из однотонной ткани. Очень старым вариантом косоклинного сарафана является
сарафан с целым передним полотнищем (у «поляков» — дабинник, у бухтарминцев —
сарафан с ластовкой, т. е. клиньями по бокам). Второй вариант косоклинного
сарафана со швом спереди был распространен в Сибири более широко. Особенностью
его на Алтае является отсутствие пуговиц и украшений вдоль шва, которые так
характерны для этого сарафана в северной России. Другая, более поздняя форма
сарафана, как бы вытеснившая старый сарафан с клиньями, — круглый сарафан из
прямых полотнищ на лямках, который шили большей частью из покупной узорной
ткани. Был известен в Сибири и сарафан с лифом.
Дополнительной частью женского костюма служил
передник. Укажем основные виды передника: 1) нарукавники, которые шились из
белого холщового полотнища, перегнутого на плечах, с рукавами (праздничные
нарукавники украшали вышивкой); 2) нарукавники с кокеткой, с пришитыми к ней в
сборку полотнищами, как правило, покупной, яркой с крупным узором ткани,
которые заменили собой старую форму и были наиболее широко распространены; 3)
передник, фартук, запон, укрепляющийся завязками на талии, надевался в качестве
рабочей части одежды. Данные о других видах женской одежды, надевавшейся поверх
рубашки и сарафана, относятся к Приангарью. Носили кабатку, хобатуху — холщевую
туникосбразную одежду с рукавами и вырезом для головы, очень напоминающую
южновеликорусский касталап или навершник. «Гостеву» кабатку шили из льняной
ткани, рабочую — из посконной, окрашивали в темный цвет и носили на работу.
Известен был сушун (шушун) 2 — распашная
кофта из штофа, с отложным воротником, и телогрея — на лямках, исчезнувшие из
быта в XIX в.
Головной убор состоял из кички с твердой овальной или
полуовальной частью, часто называвшейся шамшурой, позатыльника — куска вышитой
ткани, иногда украшенного стеклярусом, кокошника — верхней мягкой части шапочки
из нарядной ткани. Кокошник здесь как бы соответствует «сороке» в сложном
кичкообразном общераспространенном русском уборе. Подобный головной убор
известен был в Вологодской области.
Общность головного убора сибирячек с головными уборами
северо-востока Европейской России свидетельствует о происхождении этих групп
сибирского населения с
северо-востока России.
Кроме кичкообразного убора, известен был собственно
кокошник, называвшийся наклонна, а также повойник — шапочка из легкой ткани, на
вздержке, и «наколка».
Носили и разнообразные платки (косынки, шали, шаленки,
полушалье), которые постепенно из дополнительной части к самшуре, кокошнику и
другим уборам становятся основными. Девичьи головные уборы, как везде у
русских, отличались от женских: носили платок, свернутый жгутом и повязанный по
лбу, перевязку, украшенную бисером; следует упомянуть о коснике из разноцветных
лоскутов, украшавшем косу, и о колпаке белевом — вязанном из белых льняных
ниток (колпак носили девушки в Приангарье). 3 Была в употреблении
шапка чебак с матерчатым верхом и меховым околышем, известная и на севере
европейской России.
Сарафан, а иногда и верхнюю одежду, подпоясывали
поясом.
Украшения женщин и девушек состояли из перстней
(известны перстни-печатки местной работы у семейских), колец, серег и нагрудных
украшений, качество и богатство которых зависело от зажиточности их хозяйки. Из
нагрудных украшений встречались следующие: 1) анатари — янтарные ожерелья,
бытовавшие у многих старожильческих групп Сибири, 2) ряска — в виде воротника
из стекляруса (Алтай), 3) гайтан — плоская или круглая цепочка из стекляруса
или бисера (Приангарье, Алтай). Бисерные гайтаны отмечены также как старинные
мужские нагрудные украшения у «поляков» и бухтарминцев.
Отмечено наличие подвесок к серьгам в виде пушков из
лебяжьего или утиного пуха (у «поляков» и среди населения по Ангаре). Этот вид
украшений, как и гайтаны, более характерен для населения южнорусских областей.
В некоторых районах Сибири в состав женской одежды
входили штаны, что в старину у русских не встречалось. Жизнь в сибирских
условиях, привычка к верховой езде, а также пример соседних буряток и казашек содействовали появлению
этой части женской
одежды.
Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов,
головного убора, верхней одежды и обуви. Старым типом мужской
рубашки является туникообразная холщевая рубашка общерусского
покроя без «ошейника» — воротника, с разрезом преимущественно
с левой, но иногда и с правой стороны.
Особенностью старинных праздничных рубах русских на
Алтае является обильная нагрудная вышивка, отделка кумачом и даже кружевом (по
подолу, рукавам). В конце XIX—начале XX в. были распространены косоворотки «ситковые» со
стоячим воротником, рубаха с кокеткой, сшитая
из ситца, а у богатых — из яркой шерстяной с узорами ткани.
Мужские рубахи, отмеченные в Енисейской губернии в начале XX в. как «стариковские», шились с прямыми полипами и
отложным воротником. Другой тип. распространенный в б. Енисейской губернии, —
рубашка со швами на плечах и нашитыми на них полосками и отложным воротником.
Оба эти типа более характерны для белорусов и части украинцев, и появление их
связано с наличием в составе переселенцев белорусских или украинских групп.
Старинная одежда различных групп русского населения Сибири
1 — мужская одежда, бухтарминцы; 2 — праздничная мужская одежда, бухтарминцы;
3 — женский «круглый» сарафан, бухтарминцы; 4 — мужская одежда, семейские; 5
— женская одежда и женский головной убор, семейские; 6 — одежда девушки, семейские;
7 — женская одежда, русское население Якутии; 8 — мужская одежда, русское население
Якутии; 9 — женская одежда, колымские русские; 10 — женская одежда,
русско-устьинцы
Штаны, поверх которых выпускалась рубаха, подпоясанная
поясом, назывались порты, гачи (старые славянские термины). Кроме обычного
русского покроя штанов (с нешироким шагом), носили широкие штаны — чембары,
шаровары (распространенные сибирские названия). Сибирской особенностью является
использование для штанов овчины, козьего меха, кожи, замши. Старинные кожаные
штаны, составлявшие часть кержацкого
костюма на Алтае, украшали вышивкой тамбуром, «по-киргизски».
Головные уборы состояли из валяных шапок с конусовидной, полусферической или
цилиндрической тульей (эта форма аналогична трешневику центральных
областей). Носили валяные шляпы с полями, летом — соломенные.
Праздничные шляпы украшали Селезневыми и павлиньими перышками.
В конце XIX в. распространился картуз
— курашка. Разнообразны были зимние шапки: с четырехугольным
дном, полусферической формы с меховой опушкой, ушанки с длинными
наушниками. На поясе (опояске, кушуке), тканом или ременном,
мужчины носили нож в ножнах, кисет с табаком и крючок для прочистки
курительной трубки.
Верхняя одежда мужчин и женщин имеет между собой много общего в покрое, отличаясь
деталями. Из накидной одежды без рукавов в Сибири еще в конце
XIX в. употреблялась женская епанча — накидка на меху. Была
одежда с рукавами, но носившаяся также в накидку н завязывавшаяся
у шеи (женская праздничная шубка на меху в Енисейской губернии,
халат из цветной ткани у семейских в Забайкалье). Основной тип
верхней одежды (для обоего пола) шился в виде кафтана из домотканного
сукна и употреблялся в будни на работу, а у бедной части населения
составлял нередко единственную верхнюю одежду. Это — зипун,
шайданник, однорядь (Енисей), шабур (Алтай) с клиньями по бокам,
реже со сборками (более поздняя форма). Короткая одежда этого
типа называется куртка, куртик. Мужская и женская одежда с отрезной
спинкой н сборками, шившаяся из покупной ткани, большей частью
являлась праздничной и лишь у наиболее зажиточных носилась и
в будни; называлась она бекеша, куртачок, поддевка. Она была
преимущественно двубортной, с застежкой на левой стороне, как
это типично для центральных великорусских областей. Были и однобортные
кафтаны, например, бухтарминская подоболочка, носившаяся всегда
с широкой опояской, и др. Однобортной одеждой был лабашан, или
азям, тканный из верблюжьей шерсти (близкий по покрою к среднеазиатскому
халату), проникший к русским, видимо, через татар.
Зимняя меховая одежда отличалась разнообразием. Кроме общерусских шубы из овчины,
полушубка, тулупа также из овчины, характерной является яга,
или доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды. Доха — однобортная
прямая одежда, сшитая из собачьего, козьего, оленьего пли маральего
меха. Распространено было в Сибири ношение меховой и ровдужной
одежды, приобретавшейся у соседних народов; эвенкинская
одежда, теплая и легкая, носилась промысловиками-звероловами,
рабочими на золотых приисках. Оленьи кухлянки и замшевые парки
носили русско-устинцы. марковцы, колымчане и др.
Обувь шили из кожи и меха. Плетеная обувь (лапти) не
была распространена в Сибири, ее можно было увидеть иногда лишь на недавно
прибывших новоселах.
Обычной обувью для обоих полов были так называемые чарки, чары,
черни 4 — род кожаных туфель, носившихся с чулками,
сшитыми из сукна или вязаными. Праздничной обувью были русские
сапоги. Для работы в будни носили легкие сапоги — бродни, обутки
— характерную обувь сибирских крестьян, шившуюся из сыромятной
или чирочной кожи внутренним швом и затем вывороченную. Широкое
голенище бродней достигало колен и укреплялось ремешками у щиколотки
и выше икр. Летом их носили с портянками, зимой — с суконными
онучами. Была в употреблении и мягкая обувь — якутские
торбаса, сары, бурятские
и эвенкийские унты и другие,
приобретавшиеся русскими у соседних народов. Кроме меховой и
кожаной обуви, изготовляли паленую, которую носили в зимнее
время. Валенки (называемые в Западной Сибири пимы, а в Восточной
— катанки) распространились в XIX в., видимо главным образом
через новоселов. Местами старожильческое население не умело
катать валенки.
В одежде отражались возрастные, классовые различия:
она подразделялась на праздничную и будничную; свои особенности имел
промысловый, рабочий костюм, а также обрядовая одежда. Так, например,
промысловик-зверолов, кроме обычной нательной одежды и зипуна, имел специальную
одежду: лосевые штаны, крытые черным холстом, с большим кожаным карманом,
меховую шапку с накухтарником (куском холста, пришитым к шапке сзади) и
наушниками; «ошейник»— из беличьих хвостов (носившийся па шее), унты, кокольды
(рукавицы). Термин «кокольды», видимо, местный, эвенкийский. Обычные вязаные
варежки вкладывали для тепла в рукавицы, называемые варежками или голицами (из
кожи), лосинками (из кожи сохатого), мохнатками (из собачьей шкуры). Носили в
Сибири и перчатки — «персцятки». Специальной мужской одеждой для работы были
холщевый кабаток и комарник (туникообразная
рубаха, предохранявшая от
комаров).
В одежде населения отражалось имущественное
неравенство жителей деревни. Деревенские богатеи широко использовали наряду с
дешевыми тканями шелк, иногда парчу, шерстяную фабричную ткань, особенно для
праздничной одежды; шубы подбивались беличьим мехом, для опушки использовалась
ценная пушнина; носили покупные украшения из драгоценных металлов. Беднейшая
часть деревни носила одежду из наиболее дешевых тканей, нередко домашнего
изготовления.
На крестьянской одежде, особенно мужском, сильно сказывалось влияние города.
Чаще в деревню проникала одежда рабочих, которая значительно
отличалась от крестьянской и фабричной тканью и покроем, а также
некоторым щегольством. Праздничная одежда приискового рабочего
в начале XX в. состояла из широкой рубахи, носившейся на выпуск
поверх широких штанов и подпоясанной широким поясом, за который
были заткнуты рукавицы, шапки с бобровой опушкой, тальмы на
плечах и сапогов с медными подковками, производившими стук во
время танцев. Приисковые рабочие часто использовали в качество
рабочей одежду местного коренного населения: хозяин снабжал,
кроме лыж и нарт, еще эвенкийской
одеждой.
В целом в одежде можно отметить преобладание черт
севернорусского костюма у старожильческого населения и ярко выраженные связи с
Севером, Верхним Поволжьем — в одежде старообрядческих групп (бухтарминцев,
«поляков», семейских). Заметны связи с Приуральем, с населением которого
сибиряки постоянно находились в общении (влияния здесь, видимо, были
взаимными). Выделяются комплексы и более сложные, отражающие пестроту состава
переселенцев. Так, например, в Енисейской губернии, кроме черт севернорусского
костюма (рубаха, сарафан, телогрея и др.), имеются белорусско-украинские
элементы (мужская и женская рубашка с прямыми поликами и отложным воротником и
мужская рубашка с плечевыми нашивками), а также черты южновеликорусского
комплекса (пушки, гайтан, туникообразный нагрудник-кабатуха). В Сибири
выработалось и много своеобразных видов одежды, не известных русским
центральных областей (яга-доха, широкие чембары и многие другие). Вошли в
обиход многие местные виды одежды (из меха, ровдуги), особенно в промысловом, рабочем костюме жителей тундры.
Заимствуя многие удобные местные формы одежды,
русские, в свою очередь, оказали большое влияние на одежду народов Сибири,
содействуя распространению более усовершенствованной техники шитья и покроя
русской одежды. Многие из местных народов впервые узнали нательную, а потом и
верхнюю одежду из ткани только после освоения Сибири русскими.
Г. М. Попов так писал в начале XX в. о якутах: «. . .ныне уж
редко можно встретить якута, одетого в первобытную его одежду,
сшитую из скотской кожи, а чаще теперь якуты носят одежду, сшитую
из фабричной материи. . . У мужчин уже обыкновенно теперь верхнее
платье состоит из пальто или блузы, стянутых поясом, шаровар
и сар (сапогов) на ногах; на голове у них летом фуражки, зимой
шапки русского фасона». Якуты
стали шить платье русского покроя; богатые якуты покупали шелк,
бархат, а также русские сапоги и ботинки. Русскую одежду, особенно
мужскую, стали носить алтайцы. Буряты
шили свои халаты из русских тканей. Эвенкийские женщины перенимали
покрой женской одежды — юбки.
Русское влияние на эвенков особенно сказалось в золотопромышленных районах:
в районе Бодайбо эвенки носили брюки, рубахи, кофты из ситца,
сатина и других покупных тканей. У хакасов
мужские и женские рубахи до сего времени сохраняют отдельные
элементы (нолики, ластовицы), свидетельствующие об их русском
происхождении. Русская обувь, платки, картуз получили широкое
распространение в Сибири.
1 По
имеющимся данным, он отмечен в Томской губернии у «поляков» и бухтарминцев, в
Забайкалье — у семейских. Сарафаны и рубахи с прямыми поликами были
распространены гораздо шире, в частности в Енисейской и Тобольской губерниях.
2 Этим
очень старым термином у русских обозначались сарафан (на севере) или горничная
туникообразная одежда (на юге).
3 Подобный
убор редко встречается у русских. Он отмечен в Вологодской области в качестве
убора просватанной девушки.
4 Чарки,
черки соответствуют котам центральных областей.
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва
- Ленинград, 1956