Мужской костюм в прошлом
состоял из длиной рубахи (курта)
и штанов (эзор). Рубахи шили прямого покроя, либо
с горизонтальным, либо с вертикальным разрезом и с завязками (камарча), либо
только с прорезом для головы; рубаха последнего фасона была наиболее старинной.
Материалом для рубахи служил тик (тики қалами), а в дальнейшем
бязь или более тонкие фабричные хлопчатобумажные ткани. Незадолго перед
революцией начали носить рубахи с воротником (высотой 1—1,5 см) и с застежками
на пуговицах.
Штаны шили с широкой
мотней, на вздержке (қўр) у пояса, из той же ткани, что и рубахи.
Зимой поверх рубахи надевали стеганную на вате куртку (гуппича) и халат
на вате (чомаи пахтанок) или халат на подкладке (чомаи астарнок). Летом
поверх рубахи носили халат без подкладки (яктак). Халаты в зависимости
от благосостояния семьи и назначения шили из различных тканей. Богатые носили
зимние халаты из драпа, кастора (чомаи мовут), верблюжьего сукна (чомаи
кокма), летние — из местного шелка (чомаи хисори, чомаи адрас) или
привозного, бедные шили халаты чаще всего из ситца или сатина с цветами (сатини
гулдор). В начале XX в. ватную куртку стал
вытеснять камзол (камзўл) однобортный или двубортный, с низким стоячим
воротничком, на застежке. Праздничные халаты и камзолы шили из
более дорогих тканей.
Обувь состояла из
кожаных туфель (кафш), зимой носили мягкие сапоги (махси) и
кафши, ноги обматывали портянками, шерстяными и хлопчатобумажными (пайтоба).
Позже появились мягкие сапоги и кафши из лакированной кожи (кафшу махсии
амрикони).
Мужской головной убор
среднеазиатских евреев существенно отличался от головных уборов других народов
Средней Азии и представлял собой круглую шапку из каракуля с бархатным верхом (телпаки
қарокўли), под этой шапкой носили тюбетейку (каллапўш, тўппи). Зимой
вместо каракулевой шапки надевали шапку на меху, отороченную лисьим мехом, с
бархатным или каракулевым верхом (телпаки камчати) или баранью меховую с
узкой оторочкой (телпаки пўсти барраги), распространенную
и у других среднеазиатских народов.
Женская одежда состояла
из нижней рубахи (куйлакча), верхней рубахи (куртаи рў, курта) и штанов (эзор). Нижняя рубаха была прямого
покроя с вырезом на груди и завязками (камарча), с длинными рукавами; в
настоящее время женщины старшего поколения носят нижние рубахи без рукавов.
Нижние рубахи шили из кисеи (дока) и шелкового тонкого белого
материала (калгай).
Женские штаны были
длиннее мужских и шире внизу. В отличие от мужских,
верх женских штанов (болой) делали из более дешевой ткани, чем их
остальную часть (почома), низ штанов обшивали тесьмой (зех, зехи
поча). Штаны шили из шелка, ситца, сатина, зимой — из бумазеи.
Верхняя рубаха была
прямого туникообразного покроя, длиной до лодыжек, с прямыми пришивными
широкими рукавами, с разрезом на груди и невысоким стоячим воротником с
застежкой. Рубахи шили обычно из ситца, более состоятельные — из местных
шелковых тканей, расцветка тканей варьировала соответственно возрасту.
Распространены были ткани в узкую полоску и с узором в виде разводов и цветов.
Зимой под верхнюю рубаху надевали стеганную на вате одежду, которая была короче
нижней рубахи. Поверх рубахи носили стеганный на вате камзол. Камзолы шили
всегда на подкладке, с узкими рукавами, на застежке; полы камзола обычно не
находили одна на другую; впоследствии камзолы стали шить в талию.
Праздничный костюм
довершала еще особая верхняя одежда (калтача) без воротника, с рукавами,
полы ее не сходились и, так же как подол, обшивались тесьмой. Одежда эта обычно
была ниже колен, ее шили из шелка и парчи. Такого же типа траурную одежду шили
из темной полосатой алачи.
Поверх верхнего платья
надевали также безрукавку (челак, челакча), которую чаще всего носили девочки и молодые девушки.
Женская обувь состояла
из кожаных туфель, которые надевали на босу ногу. Были простые туфли и
нарядные, расшитые золотом (кафши заррин). Зимой носили мягкие сапоги, в
начале XX в. в
состоятельных семьях большое распространение получили расшитые сафьяновые
сапожки, которые привозили из Казани.
Головной убор различался
в зависимости от возраста женщины. Замужние женщины повязывали на лоб платок (рўмоли фаранги), который иногда разрезали на две части
по диагонали; поверх налобного платка покрывались другим, концы которого завязывали
на шее сзади. Эти платки были вязаные, либо из пуха (рўмоли
пат), либо из крученых бумажных ниток (рўмоли ресмони). Широкое
распространение имели платки из тюля, расшитые металлическими блестками (рўмоли тўри ойнача или рўмоли пулакча).
Старухи носили под
платком шапочку с накосником (кулўта). Замужние женщины в старину после
рождения первого ребенка (особенно в период кормления грудью) ходили в особом
головном уборе из белой кисеи (лачак), частью которого был
кусок ткани, свешивающийся под подбородком.
Но уже к началу XX в. такой головной убор носили только
старухи, которые поверх него повязывали налобный платок.
Девочки и молодые
девушки ходили в тюбетейках из одноцветного бархата, иногда расшитых бисером,
которые назывались тўппии нуғаи или тўппии тошканди. В
богатых семьях у девушек были расшитые золотом шапочки (арақчин) нескольких
видов, носили их наподобие пилотки. Шапочки из черного бархата, расшитые
золотом, назывались арақчини авгони, что
указывает на их происхождение.
Старые женщины
переплетали волосы полосами белой кисеи (мўйбоф), чтобы
не было видно волос. Пожилые женщины заплетали волосы в две косы, молодые
женщины и девушки— в мелкие косички, такая прическа
называлась мўи қаландари. В косы вплетали подвески (туф) из
черных нитей с кисточками из золотых ниток.
Наиболее
распространенными женскими украшениями были кольца (ангуштпона), серьги (халқа),
обычно с подвесками, браслеты, золотые и серебряные (дастпона), а
более старинные — из кораллов и бус, нанизанных на нитку вперемежку с
серебряными листочками. Вплоть до самой Октябрьской революции украшением
служило носовое кольцо (арабак) или его разновидность — серьга в носу (холаки
бини). Нагрудными украшениями были ожерелья с подвесками (чандархол),
нити бус вперемежку с серебряными или золотыми бляшками (калмола). На
уши надевали золотые украшения в виде завитка (качак). Обычно все эти
украшения, кроме серег, колец и браслетов, надевали только по торжественным
случаям — в праздники, на свадьбу и пр.
Среднеазиатские еврейки
дома лица не закрывали и мужчин евреев не избегали, но, выходя на улицу,
надевали паранджу (фаранчи) и закрывали лицо волосяной сеткой (чашмбанд),
а молодые женщины и девушки — белой кисеей или тонкой шелковой тканью. В
новой части города, где жили русские, многие сняли паранджу. После революции
все еврейки сбросили паранджу.
После присоединения Средней Азии к России богатые евреи и члены их семей начали
одеваться в общепринятое городское платье. Мужчины носили костюмы, галстуки,
крахмальные воротнички, но в праздники поверх костюмов надевали шелковые халаты.
В быт среднеазиатских евреев стали постепенно проникать такие предметы, как
чулки, носки. Беднота по-прежнему носила одежду, сходную с таджикской
и узбекской.
В настоящее время старый
костюм почти повсеместно вытесняется костюмом общепринятого городского типа.
Однако старики еще одеваются по-старому, иногда совмещая новые предметы одежды
со старыми, например,
носят брюки и
камзолы. Костюм пожилых
женщин подвергся меньшим
изменениям. Сохраняются еще старые покрои верхнего платья и способ повязывания
платков, но все уже носят чулки и обувь городского фасона. Появились платья
переходного фасона — с выточками от плеч, со вшивными
рукавами, которые иногда собирают на резинку (остини нуғаи).
Молодежь и лица среднего
возраста одеваются по-городскому, носят костюмы, платья, пальто, нижнее белье и
др. современных фасонов. Среди молодых женщин широко распространены платья с
отрезной кокеткой узбекского фасона.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963