На покрой одежды туземцев наибольшее влияние имеют
климат, особенности бытовых условий и религия. Качество же материалов, из
которых делается одежда, находится, понятно, в зависимости от материального
достатка. Вообще, нужно заметить, что одежда равнинных таджиков более нарядна,
имеет более яркие цвета, нежели одежда горных таджиков.
Одежда равнинных таджиков та же, что у сартов. На
голове имеется тюбетейка, которая шьется из разных материй; на тюбетейку
навертывается чалма. Белье таджика состоит из рубахи и штанов. Выходя из дому,
таджики одевают сапоги, обертывая ноги портянками. Чулок не имеют. Во всякую
погоду большинство носят галоши. Верхнюю одежду составляет халат. Число халатов
на каждом состоятельном таджике доходит до трех и они заменяют жилет, сюртук и
пальто. Нижний халат, а в летнее время у бедных рубахи, подпоясываются прямо
кушаком, который делается из ремня с различными на нем украшениями, а у бедных
кушак заменяет длинный кусок материи, несколько раз обернутый вокруг талии, при
чем длинные концы такого кушака затыкаются за самый пояс.
Более подробно об одежде туземцев равнин нами уже было
сказано ранее, при описании одежды сартов77.
Костюм таджички - также общий всей Средней Азии.
Волосы носят таджички в несколько кос, изредка наставленных искусственными из
черного шелка; ожерелья, широкая рубаха с короткими и узкими рукавами,
противоположными широким и очень длинным рукавом сартянок, камзол, черная вуаль
(чашмбанд, - сетки из черного конского волоса) и паранджи. Кольца, серьги и
браслеты предпочитаются из серебра с позолотой и бирюзой; люди богатые покупают
женам своим и золотые украшения. Косметиками служат: розовая вода, мятное масло
и мускус. Ногти красят в красный цвет; щеголихи или старые кокетки брови
сурмят, щеки белят и румянят, но зубов не красят.
Одежду горцев составляют: армячинный халат, бязевая
рубаха, из такой же материи штаны, на ногах горные сапоги, на голове тюбетейка
и небольшая бязевая чалма. Палка (аса) - непременная принадлежность горца.
Женщины у горцев ходят с открытыми лицами и своих
мужчин не стесняются.
Костюм ягнобцев, приготовляемый из шерсти и хлопчатой
бумаги, состоит из тех же частей, что и костюм других горцев: куртэ -рубаха;
шьется она вроде мешка, длинная, ниже колен, с длинными прямыми рукавами.
Ворота не имеет, а только делается прорез между плечами, который обшивается
оторочко. Летом вместо этой рубахи, которая у женщин бывает до пяток, мужчины
носят яктак. Это нечто вроде хлата, сшитого из карбаса, без подкладки. Штаны,
изар, - прямые, самые незатейливого покроя из того же карбаса, на изарбанде
(шнурке). На этот наряд надевают джаме - это тоже халат. Затем уже, сверху,
чекмень. Бедный же класс, не имея джаме, носит один чекмень. На голову
надевается небольшая шапочка, вроде ермолки, называемая тупи. Затем некоторые
обматывают голову длинным, от 2 до 4 аршин, полотном, вроде полотенца,
называемым сальэ-амама (чалма). Ноги или обертываются грубою тканью - пайтобэ
из бязи, или зимой носят шерстяные чулки (джураб), привозимые из Каратегина.
Затем надевают чарух - нечто вроде наших лаптей, приготовляемые из невыделанной
кожи домашней скотины, шерстью кверху, закрепляемые на ногах длинными
завязками, идущими от задников. Весь этот костюм завершает пояс - миан-бенд,
для которого служит кусок бязи, аршина в два длины.
Женский костюм немногим отличается от мужского: такая
же рубаха, с той разницей, что она до пяток и с разрезом посредине груди. Затем
штаны, изар; потом чарух-муза, сапоги; вместо халата надет кафтан с талией
(мунисак), незавязывающийся спереди, и, наконец, чекмень. Женский костюм шьется
из бязи, шелка или адряса, смотря по состоянию, а чекмень из армячины. Голова
завязывается платком. Женщины не носят длинных халатов, вроде носимых
жительницами равнин и не закрывают сеткой лица.
Описанный костюм составляет обыкновенное одеяние
ягнобца; состоятельные люди привозят с собою с соседних базаров лучшие ткани, а
для обуви отвозят кожи на выделку в город, но от этого изменяется только
качество материала, тип же обуви остается одним и тот же, сообразный с
требованием местности. Вместо упомянутой обуви в форме лаптей, некоторые носят
сапоги с острыми носами, без каблуков78.
Вообще нужно сказать, что запасов одежды горцев в доме
нет, потому что она состоит у каждого горца из одной пары нижнего белья,
шерстянных чулок, одной пары сапог, ермолки головной с тряпкой бязевой вместе
чалмы, верхнего шерстяного халата (чекмень) с шерстяными же штанами, все - на
один год для мужчины; а для женщины из одной пары нижнего бязевого же белья, из
платка бязевого, из шерстяной верхней рубахи (ягта) и галош. При таком
несложном гардеробе перемена белья, разумеется не полагается, а стирка
выполняется в год три раза, и тогда горец и горянка или жмутся где-нибудь в
углу голыми, закрывшись, конечно тряпками, или же, как это бывает, впрочем,
весьма редко, выпрашивают лишнюю рубаху у соседа.
Дарвазцы носят снизу матовую длинную рубаху и матовые
же глухие штаны, а поверх надевают халаты. Головной убор составляют - тюбетейка
и чалма или меховая шапка. Обувь - сапоги, ичиги с галошами, или же особые
кожаные мягкие чарухи. Ребятишки, лет до 10, летом ходят совершенно голыми,
лишь изредка прикрываясь бараньими шкурами.
Костюм женщин такой же, как у мужчин, только они
ничего не носят летом на голове, и их растрепанная шевелюра служит и головным
убором. Зимой голову они повязывают или покрывают меховой шапкой.
Одежда шугнанца состоит из матовой рубахи и таких же
штанов; обувь - чулки и мягкие чевяки; на головах тюбетейки. Зимой носят шубы,
а на голове одевают меховые шапки. Женщины лиц не закрывают.
Рошанец одевается в суконный белый или серый чапан, в
широкие суконные штаны и в оранжевые пехи-сапоги без подошв и каблука, сшитые
из крепкой архарьей или киичьей шкуры; на голове кое-как сделанная повязка из
небольшого обрывка сукна и в редком случае подобие тюбетейки. Сукно - домашнего
приготовления и отличается большим достоинством. Мата почти неизвестна и идет
исключительно на женский костюм. Ярких цветов почти нет. Первые халаты
появились только с приходом русских79.
Вообще одежда горцев мужчин и женщин почти совершенно
одинакова и состоит из рубахи и шаровар, поверх которых надеваются халаты,
сшитые, смотря по вкусу и достатку таджиков, из различных материй, большею же
частью из грубой шерстяной, собственного изделия. Головной убор мужчин состоит
из тюбетейки, называемой «токэ» и надеваемой на бритую голову, и чалмы, которые
у бедняков заменяются простым платком или куском маты. Ношение меховых шапок
распространено мало и чаще всего встречаются сарыкольская бараньи шапки.
Женщины не носят ни токэ, ни чалмы, а повязывают головы платками.
Обувь состоит обыкновенно из сапог на мягкой подошве,
сшитых из некрашенной кожи местного изготовления, хотя более зажиточные носят
сапоги из черного товара с высокими каблуками, привезенные из Ферганы.
Некоторые таджики носят галоши афганского образца с загнутыми вверх острыми
носками и жесткими подошвами, сплошь покрытыми широкими шляпками железных
гвоздей, вбитых в подошву, вследствие чего такие галоши носятся чрезвычайно
долго, несмотря на сильно каменистую почву. Летом, как таджики, так и их жены,
ходят в большинстве случаев в одном белье и босиком80.
Однообразную, одинакового покрова, свободную шерстяную
одежду носят в Сарыколе, Вахане, Зебаке, Читрале, Яссине, Хунзе, Нагере и в
долинах Ягестана. Те, которым позволяют средства, летом заменяют ее
хлопчатобумажным халатом, такого же покроя, со стеганными краями и вышитыми
шелком воротником и передом. При надевании в первый раз просторные рукава
складываются в виде мелких складок до плеча. В долине Инда, около Шинкари,
мужчины носят чалмы и плотно облегающее платье и сохранили оригинальные,
описанные Дрью, кожаные повязки для ног; они называются "товти" и
составляют особенность племен говорящих на шина, а также торваликов и
бушкариков в Кухистане, которых вследствие этого соседи часто называют
"товчинг". В Читрале носят сапоги из мягкой кожи.
Женщины носят широкие шаровары, из грубо окрашенной
бумажной ткани; она застегивается посредине у шеи и опускается до колен.
Застежка состоит из круглой пряжки, с серебряной треугольной подвеской,
называемой "пешавез"; размеры ее зависят от средств владелицы. На шее
обыкновенно носят одно или два ожерелья из янтаря или цветных бус. Более
богатые носят ожерелья из серебряных бус и серебряных овальных медальонов,
посередине которых вделаны куски сердолика или бирюзы. В Читрале, Вахане и
Сарыколе мужчины носят очень узкие, небольшие чалмы. В Гильгите, Асторе и
большей части Ягестана в общем употреблении войлочные шляпы. Женщины также
носят проcторные войлочные шляпы,
обыкновенно темного цвета. У шинов незамужние женщины отличаются белым головным
убором, который никогда не надевают у них замужние. Как мужчины, так и женщины
носят множества талисманов, вышитых яркими шелками и подвешенных к шляпе или
платью небольшими медными пряжками; иногда эти последние сделаны с большим
вкусом.
Весьма оригинальную ткань прядут из пуха,
преимущественно диких птиц и большого ястреба. Пух свивают в грубые нитки, из
которых уже прядут обыкновенным способом ткань.
Платье сделанное из них, очень теплое, но всегда имеет
пушистый, грязный вид. Такое платье носят только люди богатые. Пух горного
козла также в большом спросе для теплого платья, но, как кажется, оно всегда
сохраняет сильный козий запах.
Молодые люди бреют средину головы, от лба через
макушку до шеи; волосы с обеих сторон отпускаются свободно и собраны в один
большой локон с каждой стороны шеи; борода подстрижена. Эту моду у дардов также
заимствовали балти. Молодые люди высших классов бреют только верх головы в виде
полосы, у лба шириною около 2
дюймов и съуживающейся к концу до полудюйма. Те, которые
не могут похвастать длинными локонами, носят прическу в виде винтообразных
колечек кругом всей головы (по Роулисону это древняя персидская мода). Люди
средних лет бреют, согласно магометанскому закону, всю голову и отпускают
бороду. В Читрале длинные, вьющиеся локоны часто имеют очень живописный вид81.
Женщины Ладака носят полосатые, красные с голубым,
юбки, суконные сапоги до колен и плотно охватывающие талию куртки с барашковым
капюшоном (шерстью внутрь), иногда подбитым красным сукном; головы у них не
покрыты и только уши защищены от резкого ветра странными суконными наушниками.
Самое дорогое украшение их состоит из так называемого "перак", т. е.
широкого куска кожи, висящего с головы вдоль по спине, и усеянного рядами
крупной фальшивой бирюзы.
Мужчины все безбородые; они носят такие же сапоги,
толстые шерстяные кафтаны, перевязанные у пояса и спускающиеся до икр; прическа
их состоит из одной косы, а шляпы их похожи на фригийские шапки, висячий конец
которых служит для разных целей: в защиту глаз от солнечных лучей, или же ушей
- против холодного полуденного ветра82.
77Сарты.
С. 132 и след.
78 Искандер-тюря. Турк. Вед. 1881 г. №4.
79 Баньковский В. Турк. Вед. 1894 г. №
4.
80 Серебренников. Ежегодн. Ферг. обл. т.
I. Вып. 1902
г. С. 149 и 150.
81 Биддельф. Народы населяющие
Гинду-Куш. Асхабад. 1886 г. С. 97 и след.
82 Роберт Ша. Очерки в. Татарии и т.д.
С. 10.
А.П. Шишов. «Таджики. Этнографическое исследование». Алматы, 2006 -
впервые издана в 1910 г. в Ташкенте