Вышивка в Таджикистане — искусство чрезвычайно древнее
и повсеместно распространенное, имеющее, однако, локальные особенности. Следует
отметить, что вышивка — наиболее массовый вид народного искусства, которым
владеет большинство женщин. Многие мотивы орнамента являются очень архаичными.
Среди таджиков старинных центров художественной культуры — в Самарканде и
Бухаре — искусство вышивки еще в начале XIX в. достигало
чрезвычайно высокого уровня. В Бухаре при дворе эмира распространено было
золотое шитье зардӯзй по бархату (бахмал). Исполнение
высоких образцов искусства — золотошвейных узоров на халатах и тюбетейках —
было привилегией особого цеха золотошвеев — мастеров, которые сравнительно
высоко оплачивались. Право ношения золотошвейных изделий имели лишь
представители местной знати. В настоящее время золотое шитье тюбетеек
выполняется вышивальщицами в художественных мастерских. Очень распространены
были декоративные вышивки — сӯзанй, достигавшие больших
размеров. Вышивки выполнялись на заказ, лучшие из них принадлежали богатым
семьям. Сюзани представляли собой вышитые большей частью на цветном фоне
крупные узоры растительного характера, с весьма ограниченной гаммой тонов.
Наряду с изображениями цветов ириса, гранатового куста
с плодами мы встречаем в узорах луну или солнце в виде розеток, архаический
мотив меча, сабли, имевший в прошлом значение оберега. На более поздних
вышивках встречается мотив «сундука», обросшего цветами, или «поезда» в виде
цепи соединенных розеток. Особенно разнообразны ленинабадские и ура-тюбинские
вышивки.
Широко распространена в Таджикистане вышивка на одежде
и предметах быта. Передняя часть женских платьев и концы их рукавов вышиваются
цветной гладью шелковыми нитками. Такие вышивки очень распространены в горных
районах республики — Кулябе и Гарме. Орнаментация вышивок весьма характерна —
это крупные многорядные розетки — пиёла, растительные побеги — ислимй,
цветные ломаные линии, полоски, «огурцы». Подобные же вышивки делаются на
одеялах кӯрпа, на мешочках для зеркала — оинахалта,
на мужских поясных платках, чалмах и других предметах одежды и быта.
Огромным разнообразием орнаментальных мотивов, большой красочностью отличаются
наиболее распространенные головные уборы Таджикистана — тюбетейки. В
орнаментации тесьмы, которой обшивают тюбетейки, встречаются как древние
архаические очень устойчивые мотивы узоров, так и новые, изображающие предметы
домашнего быта и растительного мира, трактованные в условно-декоративной форме.
В настоящее время в Ура-Тюбе работает мастерская
«Красный труд», производящая сюзани. Мастерицы используют старые традиции в
приемах орнаментики, хотя следует отметить, что зачастую их работы страдают
излишней яркостью и пестротой тонов. Наряду с традиционными вышивками с
орнаментом растительного характера, вышивальщицы осваивают новый вид, возникший
уже после революции, — объемную вышивку тенями. Создаются большие сюзани,
обрамленные национальным орнаментом, в центре которых вышиваются портреты ученых,
писателей, вождей, иногда целые жанровые сцены. Не всегда еще эти опыты удачны,
но творческие поиски в этом направлении, несомненно, дадут интересные
результаты. На декаде таджикской литературы и искусства в Москве в 1957 г. были
представлены необычайно искусно выполненные сюзани работы Зульфии Бадреддиновой
с бригадой вышивальщиц, по эскизам талантливого народного мастера Бадреддина
Нуретдинова и другие произведения.
В горных районах распространено вязанье узорных
шерстяных длинных чулок — джураб. Колорит этих чулок и их узоры крайне
разнообразны. Семантика узоров отражает как образы окружающей природы и
растительного мира, так и магические обереги, корни которых уходят в глубокую
древность. Архаические черты носит и орнамент чрезвычайно редких в настоящее
время свадебных лицевых занавесок — рӯбанд. Они встречаются в
припамирских районах, в Дарвазе. Лицевые занавески имеют сетку для глаз в своей
верхней части и сплошь зашиты узорами, основные из которых— изображение птиц и
треугольники тӯморча — носят магический
характер. Вышиты они большей частью крестом нитками красного оттенка и имели в
свое время значение оберега.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963