Многовековое влияние культуры окружающего населения больше всего сказалось
в одежде и пище цыган. Старая мужская и женская одежда цыган ничем не отличается
от узбекской или таджикской. И теперь еще пожилые мужчины носят халаты и широкие
штаны; наголову надевают тюбетейки, на которые наматывают чалму. В женском костюме
отсутствуют характерные для европейских цыган широкая юбка и шали; костюм среднеазиатской
цыганки отличается от узбекского и таджикского,
пожалуй, только большей любовью к ярким расцветкам, необычным по пестроте и
сочетанию цветов; среднеазиатские цыганки не носили паранджу. Некоторое своеобразие
сохранилось в головных уборах цыганок отдельных групп: для каршинских и шархисябзских
цыганок характерны большие тюрбаны дурра.
В настоящее время в быт цыган, особенно мужчин, прочно
вошли одежда, обувь и головные уборы городского типа.
Цыганки имеют большую склонность к различным
украшениям — кольцам, серьгам, браслетам, ожерельям, но и эти предметы в
значительной степени утратили национальное своеобразие.
Древние корни, возможно связанные с прародиной цыган —
Индией, имеет цыганская татуировка. В настоящее время уже трудно установить
подлинное значение этого обычая: даже старики-цыгане считают, что татуировка
делается просто для украшения. Татуировка главным образом распространена у
южных (каршинских, шахрисябзских, гиссарских) цыган. Она производится путем
надреза или накола кожи с последующим втиранием сажи.
Знаки татуировки — хол (от тадж. хол —
родинка, пятно) — бывают двух родов, в зависимости от употребляемого
инструмента и места расположения знаков. Холи покигин — это ряд
вертикальных параллельных линий (чаще семь) на лбу; наносятся они бритвой.
Иногда холи покигин состоит из нескольких линий, радиально расходящихся от
одной точки на лбу, между бровями. Холи сўзани (или холи игнагин) — наколы, расположенные по кругу на обеих щеках
татуируемого; наколы производятся иголкой. Холи сузани
наносятся иногда и на тыльной стороне кистей рук. Часто на лбу между бровями
татуируют круглое пятно, напоминающее некоторые кастовые знаки народов Индии.
Татуировка характерна главным образом для женщин. В
старину ее наносили молодым девушкам перед свадьбой; юношам делали татуировку
по достижении ими половой зрелости. Это свидетельствует о связи данного обычая с древними возрастными обрядами
посвящения.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963