Большой интерес представляют и другие виды народного
прикладного искусства: вышивка на одежде и головных уборах, производство
орнаментированных войлоков, ювелирные изделий, шелковых тканей и т. д. У
туркменок принято расшивать цветными шелками девичьи и мужские тюбетейки, ворот
и рукава женских платьев (а в более отдаленное время и мужских рубах), нижнюю
часть штанов, выступающих из-под платья, различные небольшие сумочки для хранения
мелких вещей, а в последнее время вышивкой украшают также футляры для часов и
мужские галстуки. Значительно реже встречалась в прошлом вышивка шерстью на
тканых дорожках или коврах.
Для бытующей у туркмен вышивки характерны три основных
типа шва: акгайма, коҗиме и илме
(или илдирме — тамбурный шов). Каждый из этих швов в
значительной мере пользуется распространением у определенных групп туркмен.
Аккайма1 почти никогда не встречается самостоятельно, а
сочетается с вышивкой, выполненной техникой второго типа — коджиме (или просто
кешде — вышивка)2, которая широко бытует и отдельно.
И аккайма и коджиме широко распространены на юге у
туркмен-текинцев, гокленов, сарыков и других мелких групп, живущих среди них.
Аккайма применяется главным образом при вышивании мужских тюбетеек, этим же
швом обшивают ворот платьев и мужских рубах, края женских штанов.
Вышивание ведется вперед иголкой, очень мелкой
строчкой, так что получается точечный орнамент в виде треугольников и ломаных
линий. Шов кожиме очень похож на известный у русских под названием «козлик с
окантовкой», но с петельным обрамлением. Он применяется у южных туркмен для
вышивания девичьих тюбетеек и халатов. Особенно богато расшиваются этим швом
женские халаты-накидки, в частности ныне почти не бытующий халат-накидка чырпы,
обычно сплошь покрытый узором.
Кроме южных туркмен, шов кожиме распространен у
ташаузских туркмен — йомутов, емрели и в современных вышивках чоудоров, в
прошлом знавших технику вышивки тамбурным швом. Последняя бытует у западных
туркмен — йомутов и у небольшой по численности группы туркмен — ходжа, игдыр,
ших, живущих к северу от Красноводска. В прошлом тамбурный шов был
распространен, видимо, более широко, он характерен для всех туркмен, которые в XVI—XVII вв. были
известны под названием туркмен эсен-хани (хасан эли). Об этом свидетельствуют,
в частности, старинные халаты и женские шапки чоудоров Ташаузской области,
сплошь расшитые узором, выполненным тамбурным швом по красному или синему
тонкому сукну, которое ввозилось из России. Старинные вещи шихов, ходжа,
игдыров, живущих ныне на побережье Каспийского моря, очень близки по характеру
и технике вышивки на тонком сукне и по узору к старинным чоудорским.
Тамбурный шов у туркмен выполняется иглой, тогда как
другие народы Средней Азии вышивают тамбуром при помощи крючка. Для большинства
узоров, выполняемых тамбурным швом, характерна двойная линия.
В качестве подсобных швов, обычно скрывающих
внутренний соединительный шов, у туркмен распространены еще два вида: кроющий
шов типа глади, прямыми или косыми стежками, называемый пугтыма (текинцы)
или гуртикин (йомуты), т. е. скрепляющий, и петельный, в котором петли
идут посредине узора, образующего елочку. Изредка встречается также
стебельчатый шов и другие, но все они не определяют характера туркменской
вышивки, весьма своеобразной по технике и орнаменту.
Техника выполнения туркменской вышивки, с нашей точки
зрения, красноречиво свидетельствует о различных этнических компонентах в
составе туркменского народа и при детальном и тщательном изучении даст,
вероятно, много материала для исследования этногенеза туркмен. Здесь же следует
отметить чрезвычайно интересный факт: техника кожиме, широко распространенная
среди большой части туркмен, у других народов Средней Азии почти не
встречается. Исключение составляет лишь часть южных киргизов, населяющих Ошскую
область, у которых эта техника вышивки широко распространена.
Узоры вышивки, так же как в коврах, строго
геометрические, однако для старинных вышитых халатов и девичьих шапочек
текинцев, гокленов и йомутов, равно как и для женских головных накидок текинцев — чырпы, курте, характерен растительный, хотя
и сильно геометризированный орнамент, близкий к орнаменту на ювелирных
изделиях.
Чрезвычайно интересны и своеобразны по рисунку
орнаментированные войлоки — кече. Основной, обрамляющий центральное поле
рисунок, бытующий у всех туркменских племен, называется сары ичян (желтый
скорпион), сайлан (выборный) или гочак (рога барана). Центр поля
обычно занимают два—четыре крупных однотипных круга, имеющих различные наименования
у отдельных племен. По названию центрального рисунка называется и весь войлок.
У йомутов-джафарбаевцев и прибрежных жителей восточного побережья Каспийского
моря распространены двусторонние орнаментированные войлоки гошма кече; местные
мастерицы считаются наиболее искусными в выделывании войлоков. Процесс
изготовления войлоков в основном тот же, что и в других районах Средней Азии;
выделкой войлоков у туркмен занимаются исключительно женщины.
Ювелирные изделия туркмен по художественным качествам
и технике занимают особое место среди украшений всех других народов Средней Азии3.
Украшения в большинстве своем серебряные, массивные, со множеством мелких
изящных серебряных подвесок. У богатых в колониальный период встречались
золотые кольца и серьги. У чоудоров, арбачей и других близких к ним племен
бытовали небольшие носовые подвески из золота.
Наиболее характерные для туркменских ювелирных изделий
виды техники — гравировка и штамповка; филигрань применяется значительно
меньше, обычно для отделки краев украшений. Узор на изделиях создавался
позолотой из тонкого слоя золота по серебру, причем позолота создавала фон
узора, последний же образовывался из серебряной основы. Очень широко
применялись полудрагоценные камни, главным образом сердолик — хакык, несколько
меньше бирюза — пейруза; их вставляли в гнезда в центре и по краям
изделия. В последнее время камни заменяют цветными стеклышками, а иногда
пластмассой. Западные йомуты, в отличие от всех других, украшали ювелирные
изделия штампованными золотыми мелкими пластинками различных геометрических
форм, которые припаивали к серебряной основе.
Ювелирное мастерство требовало больших навыков и
хорошего художественного вкуса. Мастера-серебряники обычно передавали свое
ремесло по наследству, они приучали своих сыновей с детства помогать им в
мастерской. Несмотря на высокую технику изготовления туркменских ювелирных
изделий, инструментарий ювелира был несложен. Он состоял из небольшой
наковальни и горна с мехами для раздувания огня, молотка, ножниц своеобразной формы
для металла, одной-двух каменных чашечек для плавки золота и серебра, щипчиков,
с помощью которых доставали чашечки из огня, инструмента для сварки швов и
скрепления отдельных частей украшений и определенного количества штампов
(хорошие мастера должны были иметь 21 штамп). Материал для изготовления того
или иного украшения обычно приносил заказчик. Зачастую на новые изделия шли
старые украшения или серебряные монеты.
В наше время ювелирное мастерство сохраняется, хотя и
не так широко распространено, как раньше. Изделия стали менее массивными и
более простыми по форме. Подвергся некоторому изменению и орнамент украшений. В
прошлом на большинство украшений наносился стилизованный растительный орнамент,
а в йомутских вещах — геометрический. Современные ювелиры, и среди них
известные в республике Аннали Чокаев, Кул Бабаниязов и другие, вводят в
украшения новые мотивы. Наиболее часты они на национальных брошах; так, Кул
Бабаниязов вписывает в их круглую традиционную форму пятиконечную звезду, а
Аннали Чокаев гравирует изображение танца.
1 Этот шов
называется иногда сарыгайма, что зависит от цвета ниток (ак — белый,
сары — желтый).
2 Термином
коҗиме (коҗуме) называется также переплетение
веревочных петель на хурджуме; вышивка этим швом очень похожа на подобное переплетение.
3 Следует
отметить, что украшения населения среднего течения р. Аму-Дарьи или, например,
чоудоров Ташаузской области, а также туркмен побережья Каспийского моря
севернее Красноводска менее своеобразны и имеют больше общего с украшениями
казахов, каракалпаков и узбеков нежели украшения туркменского населения остальных
районов республики.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963