Большой регион Среднеазиатских республик и Казахстана
имеет многоликую культуру и искусство. При известных различиях быта, языка
отдельных народов, сохраняющих свои национальные традиции, исторический опыт их
развития, постоянные контакты и взаимовлияния выработали близкие или
родственные черты, позволяющие говорить о единстве художественных тенденций. Во
многих видах народного творчества эта близость особенно ощутима. Перекличка
приемов, материалов наблюдается и в ювелирном деле. Везде была распространена
филигрань. Среди цветных камней особую популярность имели бирюза, сердолик,
кораллы. Применялся и перламутр. Мастера прошлого работали и с чернью.
Ювелирные украшения у всех народов региона занимали
важное место в жизни женщин и девушек. С ранних лет девочки уже носят серьги.
Праздничную женскую и девичью одежду, которая сверкала золотой вышивкой,
шелковыми тканями, завершали броши, браслеты, серьги, шейные украшения,
радующие глаз своими узорными формами, цветом камней, игрой цепочек.
Казахские
ювелирные изделия отличаются
сдержанностью цвета и массивностью форм. Крупные волнообразные завитки
филиграни с зернью украшали строгие по очертаниям нагрудные подвески, перстни.
Узор развертывался на плоскости, вырастая в рельеф лишь в центральных узлах
композиции за счет горок зерни. Камни применяли самого сдержанного цвета.
Браслеты выполняли из серебра. Их широкие ленты
украшали скромным декором филигранной веревочки и зерни, собранной в
треугольники. Своеобразными были массивные перстни. В некоторых перстнях
декоративный щиток (условная печатка) был диаметром до 7 см, а укреплялся он на
двух ободках — шинках. Такие перстни надевали на два пальца.
Нагрудные украшения имели в своей системе по нескольку
соединенных цепочками пластин. Самыми нарядными среди казахских украшений были
длинные подвески к свадебным головным уборам, представляющие целую систему
цепочек, пластин, кистей и кораллов.
Современные ювелирные изделия стали легче по массе, но
основные орнаментальные мотивы продолжают традицию оформления их лаконичными
элементами филиграни и зерни.
Киргизские
ювелирные изделия в отличие от
казахских включают в свой ассортимент ожерелья и бусы, состоящие из кораллов,
цветных камней, бирюзы. Интерес к цвету, его игре перекликается с живой,
подвижной структурой других украшений. Так, серьги делают часто с мелкими
подвесками, цепочками, бусинками. Для них типично сложное, замельченное
узорочье. В украшениях использовались целые сетки, низанные из кораллов, их
дополняли подвески из монет.
Цветная паста и ювелирная эмаль также знакомы
киргизским ювелирам. Некоторые, мотивы и отдельные элементы орнамента в
украшениях следуют форме растительных мотивов, эти тенденции осваивают
современные мастера, создавая новые ювелирные украшения.
Таджикские
ювелирные украшения богаты
разработкой каждого изделия и разнообразием включаемых в его систему
материалов. Типичное для жителей города налобное украшение типа диадемы при значительном
размере не воспринимается массивным. Построенное на основе ажурного орнамента,
оно дополнено подвесками из кораллов, жемчуга, золоченых листочков. Все
украшение переливается золочеными деталями, серебром и вставками цветных
камней.
Нагрудное украшение — хайкаль — также сложно по связи
элементов. Оно состоит из многочисленных цепочек, которые чередуются с
массивными узлами, несущими цветной камень. А заканчивается украшение массивной
пластиной, украшенной орнаментом. Сверху и снизу главную пластину дополняют
подвески кораллов, бусин. Более лаконично разрабатывается височное украшение.
Но основные виды сложных по построению многоярусных изделий рассчитаны на
сверкание металла, кораллов и жемчуга.
Необычайным разнообразием отмечены таджикские серьги.
Каждый район имеет свой тип серег, среди которых немало мягких по очертаниям и
довольно цельных по форме. Но многие серьги отражают общую тенденцию узорочья,
подвижных элементов, сверкающих полированным металлом и цветом камней.
Туркменские
ювелирные украшения демонстрируют
собранный характер несколько массивных выразительных изделий. Эти украшения
созвучны традиционному платью туркменской женщины, выполненному из
темно-красной ткани, имеющему строгую прямую форму. Фигура женщины в таком
платье приобретает стройность и монументальность. Что-то близкое этой
монументальности просматривается и в украшениях платья.
Формы украшений, вырезанные из пластины серебра или
латуни, имеют плавные, ясные по силуэту очертания. Иногда они переходят в
откровенно геометрические формы. Пластины металла несут несложные полосы
гравировки, подчеркивающей край. Для облегчения массивных пластин применяют
узорную просечку. Но главный эффект украшения составляет взаимодействие камня и
металла. Чаще всего это крупный сердолик или несколько таких камней в виде
невысоких кабошонов и плоскосрезанных овалов. Их густой красновато-коричневый
цвет по тональности красиво гармонирует с цветным металлом и платьем.
В такой же технике выполняют широкие браслеты,
поражающие своей массивностью и выразительностью декоративной конструкции. Этот
прием исполнения ювелирных украшений не единственный, но он наиболее типично
раскрывает художественные особенности ювелирного искусства Туркмении.
Узбекские
художественные изделия представляют
два направления: ювелирное искусство, связанное с созданием украшений, и
производство медной посуды.
Художественная обработка металла развивалась как
городское ремесло, поэтому мастера получали самые разные заказы, удовлетворяя
любые вкусы покупателей. Ювелиры Узбекистана владели всем арсеналом технических
приемов, нужных для создания сложных и богатых украшений. В их работах приемы
обработки металла (филигрань, гравировка) соединялись с цветными камнями и
такими видами декорирования металла, как эмаль, чернь, золочение.
По торжественности и праздничности женские украшения
узбекских ювелиров перекликаются с работами таджикских мастеров. Им присуща та
же подвижность всех входящих в налобное или нагрудное украшение элементов,
использование кораллов, жемчуга, бирюзы.