В татарском национальном костюме удивительно удачно и эмоционально ярко решена
гармония его составных частей. Это относится не только к его лучшим классическим
образцам, но и ко всему народному (крестьянскому) костюму различных территорий.
Не зря же традиционную одежду называют сокровищницей народного творчества.
Одежда татарского народа в том виде, в каком она сложилась во
второй половине XIX - начале XX веков представляет наиболее
оригинальную и самобытную область материального быта.
Этическую основу татар Среднего Поволжья и Приуралья, как
известно, составляют тюркоязычные племена (булгары и другие),
которые расселены на территории Средней Волги и Прикамья еще задолго
до монгольского нашествия. Они явились главным этническим звеном
экономического развития раннефеодального государства - Великой
Булгарии, они имели довольно богатую и самобытную культуру.
В одежде татар Среднего Поволжья, как и в других элементах их
культуры, отразились традиции этих племен. Это прежде всего
свободные рубахи и шаровары (штаны) с широким шагом, камзолы,
бешметы и казакины в талию, прямоспинные чекмени, покрой которых
составил основные черты одежды тюркоязычных народов. Каким бы
изменениям под влиянием моды не подвергалась женская рубаха, древняя
основа все же сохранялась - ее, как правило, шили широкой и
длинной. Этнические традиции довольно хорошо прослеживаются и в
других элементах одежды татарского народа, в частности, в головных
уборах. Определенная преемственность устанавливается, например, в
полусферических мужских шапках татар и древнетюркских племен.
Оригинальная женская шапочка - "калфак " так же восходит к одному из
элементов комплекса женского головного убора тюркоязычных народов.
Такие принадлежности одежды (костюма), как "тула оек" (суконные
чулки) и " читек - кэвеш " (ичиги с кожаными калошами) так же
связаны с тюркским этносом. Все это говорит о том, что в
формировании национальной одежды татарского народа основная роль
принадлежала этническим традициям, оказавшимся довольно устойчивыми.
Однако рождение одежды татар издавна протекало, но только за счет
внутренних источников, также как самодвижение и
самоусовершенствование, но и за счет взаимодействия с другими
народами. Поэтому национальной одежде татар присущи не только
особенные черты, но и общие элементы с культурой народов, с которыми
у татар устанавливалось длительное общение.
По определению исследователя традиционной культуры Казанских
татар Н.И.Воробьева "одним из первых по времени появления
и продолжительности действия были влияние культур Передней, а
позднее - Средней Азии, которые влились в край по большой водной
дороге."
Одежда же основной массы татарского народа, особенно крестьянства
( лапти, тулупы, женские фартуки, шерстяные чулки, носки),
в значительной мере сложилась в процессе продолжительного культурного
взаимодействия предков татар с финно-угорским
и русским населением края.
Усиление экономических и торговых отношений, зарождение молодой
татарской буржуазии и пролетариата определенным образом
сказалось и на дальнейшем развитии одежды татарского народа.
Передовая молодежь вопреки всяческим притеснениям реакционной части
общества стала носить штиблеты, брюки навыпуск, пиджаки и жилеты
европейского покроя. Одежда пролетариев, особенно города, также в
значительной степени потеряла самобытные черты и пополнилась
распространенными по всей России элементами костюма.
Основные элементы народной одежды издавна были общими для всех
групп татар. Еще в середине XIX в. повсеместно и мужчины и женщины
носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со
сплошным остовом распашную верхнюю одежду. Нижним головным убором
мусульман являлась полусферической формы тюбетейка.
Татарский мужской национальный костюм
Традиционный татарский мужской костюм отличался заметным разнообразием и
относительной свободы выбора форм. В нем сочетались длинные и
короткие формы рукавов, различные формы воротника. В зависимости от
материальных возможностей сезона его шили из фабричной ткани, из
холста и сукна домашней выработки, меха.
Основу мужского традиционного костюма составляет рубаха и штаны, сшитые из
сравнительно лёгких тканей.
Рубаха была исключительно глухой. Она шилась очень свободной, до колен, с
широкими и длинными рукавами никогда не подпоясывалась. Рубаха с воротником-стойкой
особенно преобладала среди казанских татар. Отложной воротник встречался лишь
на обрядовых свадебных рубахах из белой ткани. Белые домотканые рубахи украшались
вышивкой тамбуром - лёгким свободным растительным орнаментом - либо позументной
тесьмой. Подобное оформление праздничных рубах весьма характерно для татар в
целом. В Уфимском, Златоустовском уездах Уфимской губернии встречались белая
домотканая рубаха, украшенная оригинальным орнаментом - вышивкой.
Передники в мужских комплексах одежды и в середине XIX в. и в конце
XIX - начале XX в. фигурируют как в рабочем, так и в повседневном
костюме, особенно у молодых мужчин.
Штаны по покрою представляют собой широко известную поясную
одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе
название" штаны с широким шагом". Мужские домотканые штаны шили
обычно из крашенины тёмных тонов, но чаще из полосатой пестряди в
различных сочетаниях красных, чёрных, белых, синих, зелёных узких
полос.
Праздничные и свадебные штаны женихов шились из домотканины с
мелкими браными узорами.
Во второй половине XIX в. получают распространение нетрадиционные
виды верхних штанов. Их шили на европейский лад на поясе, с боковыми
швами карманами, с разрезом спереди и с застёжками на пуговицах.
В середине XIX в. татары носили одежду с цельной приталенной
спинкой. Её обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными
плечиками. К этому виду одежды относятся камзол, казаки.
Камзол - надевался поверх рубахи и штанов и воспринимался как вид
домашнего платья: в нём на улицу выходили редко, особенно в городах.
Камзол входил в комплекс мужской одежды всех групп татар, за
исключением елабужских и молькеевских кряшен.
Казаки представлял собой вид демисезонной одежды. Длина его
зависела от возраста и социального положения человека.
Одним из архаичных видов верхней одежды является чоба, лёгкая,
домотканая из чисто - белого или в мелкую полоску льняного или
конопляного полотна. Чоба бытовала у татар Предкамья, Пермского и
Уфимского Приуралья.
Мужские головные уборы делятся на домашние( нижние) и выходные(
верхние ). К нижним головным уборам относятся тюбетейка,
представляющая собой небольшую на макушке шапочку, поверх которой
надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки.
Наиболее ранние верхние уборы представляли собой круглые
"татарские", конусообразной конструкции шапки, кроенные из четырёх
клиньев с меховым околышем.
У горожан чаще всего были распространены цилиндрические шапки с
плоским верхом и твёрдым околышем из чёрного каракуля, из серой
бухарской мерлушки. Заметных региональных различий в использовании
головных уборов у мужчин, за некотором исключением не фиксируется.
Татарский женский национальный костюм
Татарский женский костюм по многообразию составляющих ее элементов и в
деталях более разнообразен по сравнению с мужским. Он различался
не только функционально, но и по возрастному принципу . В нем
больше заметны территориальные особенности края и декоративно -
художественного оформления. Во второй половине XIX века эти
особенности и в женском костюме все больше уступают место
общенациональным татарским. В число элементов нижней одежды входят рубаха,
нижний нагрудник - кукрэкчэ и штаны. Это сочетание присуще
практически каждому комплексу костюма и являются его традиционной
основой.
На всей территории эти элементы имеют практически общие покрои и
название, что свидетельствует об их архаичности. Рубаха служила
нательной одеждой и платьем. В жаркую погоду рубаха выполняла и
функцию верхней одежды. Обычно же поверх нее надевали распашную
одежду.
Женская туникообразная рубаха идентична мужской , что вообще
характерно для древних форм одежды. В отличие от мужских женские
рубахи шились длинными, почти до щиколоток. В середине XIX века
определяются три варианта туникообразных женских рубах .
В середине XIX века у татарок из состоятельных слоев общества
рубахи шились из дорогих покупных "китайчатых" тканей.
Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к
использованию разноцветных шелковых и атласных лент и кружев.
Туникообразные рубахи из покупной ткани бытовали практически
повсеместно.
Штаны - неотъемлемый элемент традиционной нижней одежды женщин.
Основные их типы - "штаны с широким шагом" по покрою аналогичны
мужским, По цветовому предпочтению женские штаны были однотонные,
из крашенины.
Передники - алъяпкыч, алчупрэк, алъяпма также являются весьма примечательной
принадлежностью женских и девичьих комплексов одежды, особенно конца XIX -
начала XX веков. Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи , а молодые
кряшенки часто их повязывали и поверх камзола, жиляна. Традиционный передник
несколько короче рубахи, чтобы была видна украшенная часть ее подола.
Наиболее ранним видом верхней меховой одежды татарок была
расклешенная шуба - чабулы тун из овчины или лисьего меха, длиной
ниже колен, с длинными рукавами, низким стоячим воротником и
застежкой на кожаных пуговицах или крючках, Женщины из крестьянской
семьи среднего достатка имели шубы из овчины, покрывали их фабричной
тканью. Встречались белые девичьи шубы из недубленой овчины - ак
бэрэн тун.
Традиционная обувь разных полов отличалась лишь некоторыми
нюансами (особенностями декоративного оформления, высотой каблука,
размерами голенищ). На босу ногу татары надевали чулки - оек,
которые различались и по материалу и по форме.
Бытовали чулки суконные и вязанные из шерстяных ниток.
Своеобразный и весьма оригинальный вид нижней обуви
представляют собой наголенники. Они использовались для обертывания
голени, изготовлялись из негрубого, чаще льняного полотна длиной
70-80 см.
Из верхней обуви наиболее распространена была кожаная, лыковая и
валяная. Высокие, до колен, сапожки из мягкой кожи с мягкой подошвой
- читек изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Из высокой обуви
носили сапоги на твердой подошве - итек. Из низкой кожаной обуви
более обыденной и повседневной были калоши - кэвеш ката, которые
использовали и как самостоятельную обувь, и в комплексе с ичигами.
Лыковая обувь, особенно лапти - чабата, были у татар рабочей обувью
- наиболее легкой и удобной при полевых работах.
Зимой носили валенки - киез итек, пима короткие и высокие. Особой
популярностью у зажиточных татар пользовались цветные " кукморские
валенки ".
Девичьи головные уборы имели одну отличительную особенность :
они, как правило, имели шапкообразную или калфакообразную
конструкцию и надевались без волосника. Волосы заплетены в две косы,
располагались на спине и оставались открытыми и прикрывались
специальными девичьими украшениями, а позже легким фабричным
платком.
Покрывалообразные уборы были характерны практически для всех
возрастных категорий женщин, и особенно для пожилых, у которых они
отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как
особенностями возраста, гак и более ревностным отношением стариков к
своим традициям. Они представляли собой самые различные по форме,
территориальной принадлежности и времени бытования уборы, носившиеся
поверх волосников. Форма покрывал - полотенцеобразная, треугольная,
квадратная.
Верхние уборы представляли собой завершающую часть традиционных
комплексов женских головных уборов. Они надевались поверх покрывал,
прочно удерживая их на голове.