"Я, наконец, узнал, – сказал однажды сказал мой земляк Нюма из общаги на Майдерихе, что в Дуйсбурге, – как определяют экономическое положение государства. По обилию на улицах головных уборов! В журнале прочитал. Есть чем голову народу покрыть – цветет страна".
Нюма все еще живет ощущением, что его шляпную мастерскую в центре Самарканда ждет большое будущее. Но, при всем уважении к профи, его утверждение я близко к сердцу не принял.
– Получается, – говорю, – что все 24 миллиона жителей из милого нашему с ним сердцу Узбекистана – вполне зажиточный народ. Это при среднемесячном уровне зарплаты, стипендии или пенсии в 15-20 евро. На кепку не хватит, только на тюбетейку.
– Ну что ж, – не унывает Нюма. – Зато все головные уборы произошли от тюбетейки. А что? Кепка – тюбетейка с козырьком. Шляпа – тюбетейка с полями. Цилиндр – тюбетейка с полями и верхом, сохраняющим заданный диаметр. Тюбетейка – всем шапкам голова.
Что тут рассусоливать? Почувствовал я, что просто обязан про тюбетейку рассказать. И, конечно, показать ее во всей красе.
О чем повествует узбекская тюбетейка?
Тюбетейка в основе названия несет тюркский корень "тюбе" – вершина. Это продукт особенный. И повсюду на Востоке называется по-своему. В Туркмении, например, – тахья. Здесь ее кроят с круглым или квадратным донышком. Затем пришивают околыши. Узор и цвет вышивки на тахье зависит от этнической принадлежности. Обычно это геометрический орнамент с классическим сочетанием красного, белого, черного и желтого цветов. Поверх тахьи туркменской девушке надевали серебряное навершие, часто украшенное птичьими перьями – гупба. Если же гупба была без перьев, это означало, что девушка уже сосватана.
По тюбетейке определяли не только гражданское состояние, как в Туркмении, но и место жительства – к примеру, в соседнем Таджикистане. Особенность узора и главные цвета об этом говорили. Вышита геометрическим узором – значит, "родом" с Памира. Богата расцветкой – выткана мастерицами Ура-Тюбе. А самые популярные в республике – мужские черно-белые тюбетейки под названием чусти (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана). Они вышиваются белым шелком на черном фоне. Узор вышивки чусти традиционен: это каламфур (стручок перца). Квадратна по форме, заканчивается она узким бархатным кантиком черного цвета. Тюбетейка чусти очень изящна и отличается простотой и тонкостью вышивки.
Причем, убор для мужчин и для женщин украшен по-разному. К примеру, у уйгуров более привлекателен тот, что для сильного пола. Зимняя тюбетейка для мужчин делается из меха, а летняя – из шелка и впереди украшается птичьими перьями. Вместо картин в уйгурском доме висят тюбетейки. Да какие! Расшитые золотой и серебряной нитью, бисером, цветной нитью, пейзажами. Глаза разбегаются. Ну а остановился на такой-то картине взгляд гостя – забирай! Обычай такой. Восток.
Той-дорба – свадебный мешок, в котором казахский жених несет невесте подарки, будь он трижды лисьими шкурами наполнен, все равно не засчитывается, если нет там тюбетейки.
Тюбетейкой пронизан Восток, ибо все там несет ее форму. Синий свод неба, под которым рождается и умирает человек. Юрта – огромная тюбетейка, где он живет. Пиала, из которой пьет чай. Каса, из которой он ест шурпу (суп) или плов. Купола мечетей, где отмаливает грехи. Каменные тюбетейки прикрывают здания старинных рынков. Куда ни глянь – тюбетейка!
Особое место занимает тюбетейка в жизни узбека. Она становится не просто частью одежды, а даже... мерой объема. Вот встречаются старые друзья, и кто-то обязательно в шутку предложит: "Дуппидай ош килайлик!", что означает: "Сделаем плов размером с тюбетейку!"
Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным. Ясное дело, прежде всего – женщинам, которые вышивают различные узоры, в которых угадываются цветы, травы, животные, птицы.
Волнообразный стебель вьюнка, который "струился" в нижней части тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от "сглаза". Узор "след змеи" предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы – плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: "Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю".
Вообще мужчин в тюбетейке можно встретить на улицах узбекских городов чаще, чем женщин. Потому и символика сориентирована соответствующим образом. Четыре цветка в верхней части мужской тюбетейки традиционно считались символами охраны его здоровья. А шестнадцать цветков на кромке головного убора – пожеланием иметь большую семью. Не менее шестнадцати детей. Именно такая семья считалась полноценной.
"Вай-дод! – на восточный манер воскликнул Нюма, что означало нечто непереводимое, но вполне цензурное. – По твоему выходит, что если бы рядовой бюргер надел бы тюбетейку, демографическая проблема в Германии разрешилась сама собой..."