Мы готовы сшить для вас
нужную национальную одежду.
Наш адрес: г. Казань,
Женская одежда народов Поволжья.
От автора
Человек научился делать одежду, чтобы защитить свое тело от холода и повреждений.
В примитивном, синкретическом сознании одежда представлялась как защита не только
от видимых опасностей, но и как защита от невидимых, воображаемых бед. Изобретение
одежды и ее дальнейшее развитие было творческим актом и, как всякий творческий
акт, оно получало осмысление, соответствующее идеологии эпохи, его создавшей:
человек понимал, зачем и почему он создавал ту или иную форму одежды. В дальнейшем
же однажды созданная форма канонизировалась и могла жить, уже в силу традиции,
с утратой первоначального понимания или его переосмыслением. В задачу исследователя,
занятого происхождением одежды, входит стремление, по мере сил и возможностей,
найти это первоначальное понимание и ответить на вопрос, почему возникла именно
эта форма одежды в данной культуре.
Покрой одежды создавался в зависимости от приема, найденного в данной группе людей,
для наиболее рационального и экономного использования ткани, которую научились
делать,- покрой связан с шириной и качеством ткани.
Так называемые "украшения" одежды - вышивки, окраска, аппликации, узорное
тканье - возникали не из стремления к красоте,- у человека было еще слишком мало
сил и свободного времени, чтобы заниматься эстетикой, - они создавались как знаки,
помогающие определить положение человека и его принадлежность к определенной родовой
группе. Если бы украшения создавались из стремления к красоте, в них с самого
начала допускались бы индивидуальные различия, но нам твердо известно, что индивидуальные
узоры - очень поздняя вещь: вначале все члены группы обязаны были носить в орнаменте
знаки своей группы, и эта традиция, очень устойчивая, сохраняла орнамент в течение
многих столетий. "Украшения", т.е. отметка одежды, понимались как связь
человека с его родовой группой: с ее видимой, живущей на земле частью, так как
по этим знакам можно узнать сородича и защитить его, в случае нужды; и невидимой
частью рода, предками, так как эти знаки призовут их и послужат защитой от враждебных,
чужих, невидимых сил.
Человек от холода закрывает жилище и запахивает одежду. По аналогии с этим он
стремится укрыться и от невидимой опасности, как от видимой: шаман, зашаманивая
жилище, особо останавливался на входных отверстиях, чтобы через них не вошли духи.
Для защиты от нечистой силы, по христианским обрядам, окна и двери закрещивались.
Одежда, как и жилище, служит человеку защитным покровом. На ней, естественно,
тоже нужно охранить отверстия от враждебных невидимых сил, в полной аналогии с
видимыми: надо сделать защитные знаки по краям и отверстиям. Поэтому у ворота,
рукавов, по краю подола и по швам располагается цветная оторочка и вышивка: они
служат отпугивающими и защищающими знаками.
История одежды - это язык вещей, рассказывающий о социальных отношениях и социальном
сознании людей, ее носителей.
При рассмотрении одежды ученый может: 1) выяснить идеологию социальной среды,
ее создавшей, и творческие процессы, которые позднее воспринимаются как стремление
к эстетике: возникновение украшений вызывается не чистым исканием красоты, а стремлением
выразить при помощи символики орнамента мысли людей. Анализ ученого должен раскрыть
смысл знаков.
2) Может ученый проследить и изменения социальных и хозяйственных отношений в
среде носителей одежды. Язык одежды укажет на процессы этногенеза, на сложение
народа из различных племенных групп. Производственные и социальные отношения отражаются
преимущественно в материале и покрое одежды.
Исследование одежды народов Поволжья представляет с этой стороны большой интерес,
так как в Поволжье бытуют, в тесном соседстве и несомненно многовековых связях,
многочисленные народности с выкристаллизовавшейся национальной культурой. Сравнительное
изучение их одежды поможет осветить многое в исторических процессах не только
самого Поволжья, но всей Восточной Европы, потому что Волга - древний торговый
путь и район древних торговых государств - Половецкого, Хазарского, Булгарского
и Казанского ханств. Это не могло не наложить отпечатка на культуру обитавших
на Волге племен, создавая элементы общности и связывая их с народами, живущими
далеко от Поволжья.
Рассматривая одежду как памятник исторических процессов, следует особо обратить
внимание на женскую одежду, так как мужская одежда обычно легче нивелируется и
теряет национальные особенности, женская же сохраняет дольше и яснее следы древних
напластований. В женской одежде для вопроса этногенеза важнее всего остановиться
на нательной одежде и головных уборах, потому что они лучше всего хранят традицию
и тем самым дают нам возможность установить исторические процессы. Моменты идеологии
обычно отстают от производственных отношений, поэтому в расположении вышивок часто
сохраняются формы уже ушедшего покроя, и по их расположению можно восстановить
изменения формы одежды. Данная работа рассматривает одежду как материал к этногенезу
народов Поволжья; исходя из изложенных выше положений, в ней следует остановиться
на нательной женской одежде, рассматривая вышивку и украшения как ее составную
часть.
О национальной одежде отдельных народностей Поволжья имеется довольно значительная
литература, содержащая детальные и подробные ее описания. Но это - описания национальной
одежды такой, как она оформилась у существующих в настоящее время национальностей:
чуваш, удмуртов, мари, татар, мордвы. Они не дают сравнительного изучения форм
одежды у всех народностей Поволжья и тем самым служат лишь материалом, но отнюдь
не ключом, при помощи которого можно открыть прошлое. Обилие материалов по одежде
требует дать наконец сводку, чтобы сделать общие выводы. Попыткой сделать эти
выводы и является настоящая работа.
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо определить район, к которому
оно относится, и указать источники, которыми пользовался автор. Под термином Поволжье
здесь понимается географический район, охватывающий не только Волгу, но и бассейны
рек Камы, Вятки, Чепцы на севере, Оки, Десны и Цны на западе и башкирское Заволжье
на востоке. Постараемся показать на материале одежды, что этот район объединен
общими и очень старыми культурными традициями.
Материалами для данной работы послужили: 1) Личные наблюдения и записи автора:
а) во время экспедиций в 1926-28 гг. в Чувашской АССР; в 1928 г. в районах русской
мещеры (бывший Спасский уезд Тамбовской губернии и Спасский уезд Пензенской губернии,
по административному делению того времени), - проведенные в экспедициях ГАИМК'а;
б) поездки по Мордовской АССР в 1934 г. (от Института истории мордовской культуры).
2) Изучение коллекций по одежде в Государственном музее этнографии народов СССР
(ГМЭ) и Музее антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде (МАЭ), в бывшем Музее
народоведения в Москве, а также в ряде музеев - в городах Саранске, Казани, Саратове
и Чебоксарах.
3) Литературные данные, относящиеся к одежде народов Поволжья.
Не останавливаясь на историографии изучения одежды, отметим, что обилие работ,
необходимость их сводки и общей классификации одежды позволяют построить работу
дедуктивно, избегая повторений всем известных по литературе описаний и приводя
описание лишь как иллюстрации к мыслям автора, сложившимся в определенную концепцию
в результате длительного изучения материала.