Мы готовы сшить для вас
нужную национальную одежду.
Наш адрес: г. Казань,
Типы женской рубашки народов Поволжья
Наиболее существенной
частью женского костюма всех народностей Поволжья является рубашка, служащая не
только нательным, но и выходным платьем.
Женские рубашки всех
народностей Поволжья имеют один общий признак, который Б. А. Куфтин назвал «туникообразным
покроем» рубашки1. Его отличие в том, что
полотнища, из которых шьют одежду, не имеют шва на плечах. Б.
А. Куфтин разделяет туникообразный
покрой на два подтипа: 1) с двумя полотнищами из цельных точей
холста, перекинутых через плечи и сшитых посередине; 2) с одним основным
полотнищем — точей холста, перекинутой со спины на
грудь. В ней делается вырез для ворота; к этой центральной точе пришиваются рукава с ластовицами и
под ними боковые точи.
Если брать рубашку в
распластанном виде, как это делал Б. А. Куфтин, давая
свою классификацию, различие будет, на первый взгляд, не так значительно, и эти
два приема рационального использования ширины ткани, действительно, можно
считать двумя подтипами одного основного типа.
Но один признак туникообразности не может помочь в изучении истории одежды:
туникообразная одежда существовала в Риме и Византии, туникообразный
покрой существует в японских кимоно,
в одежде айнов, гиляков и т. д. Это — естественно приходящий
в голову способ кроить одежду, экономно используя всю ширину
ткани, созданной на примитивном станке.
Классификацию для
истории одежды следует установить, взяв покрой не в распластанном виде, а в
сочетании со способом ношения и связанными с ним украшениями: только при таком
рассмотрении станет понятен смысл развития одежды на данном историческом
отрезке времени, ее связь с условиями жизни и культурной традицией населения.
Рассматривая рубашки
Поволжья с этой точки зрения, мы обнаружим следующие типы.
Первый, судя по всем
данным, более древний для Поволжья тип (первый подтип по классификации Б. А. Куфтина) сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Остатки его видны в расположении украшений всех мордовских
рубашек, как эрзянских, так и мокшанских. Он
представляет собой следующее: два полотнища перекинуты через плечи так, что
швы, их соединяющие, приходятся посредине спины и груди и по бокам одежды. Вся
рубашка образует ровный четырехугольник,
не расширяющийся книзу, в верхней части которого под прямыми углами, вшиты
рукава с ластовицами.
Такова отмеченная Б. А. Куфтиным рубашка мордвы-эрзи Тамбовской губ.2 и
рубашка нижегородской мордвы из коллекции Палласа, относящаяся к XVIII
в. и описанная в статье Т. А. Крюковой3. (См. рис. 1).
Такая же рубашка у
мордвы-эрзи, по нашим наблюдениям, еще бытовала в Качкуровском
районе, Мордовской АССР, в 1934
г. Она приведена у Гейкеля для
многих районов, заселенных мордвой-эрзей4. (См. чертеж № 1).
Кроме двух основных
полотнищ, она имеет следующие характерные особенности:
1) Ворот5, хранящий очертание двух
не до конца сшитых полотнищ, образующих спереди, на груди, продолговатое
отверстие, которое суживается книзу, где сшиты полотнища, и расходится вверху. облегая шею.
2) Скрепление грудного разреза застежкой. Это
объясняется тем, что когда-то оба плечевые полотнища не были сшиты, одежда
являлась распашной, за что говорит и сохранившийся как раз по переднему шву,
наиболее развитой орнамент у разреза на подоле, спереди, по линии шва.
3) И, наконец, ношение
рубашки, высоко подобранной поясом так, что ноги женщины остаются до колен
открытыми. Ноги всегда при этом обуты и обмотаны очень толстыми онучами,
придающими им форму ровных обрубков. Подбирается рубашка поясом, плотно и низко
подпоясываемым, так, что над ним образуется напуск, пазуха, что особенно резко
видно на мокшанской рубахе.
Высоко подобранная
поясом рубаха и толсто замотанные ноги были вполне рациональны и удобны для
лесной полосы, для жизни в лесах, где важны и свобода движения
и защита ноги.
Пояс, необходимый при
земледельческих работах и при собирательстве в лесу, в сознании его носителей
становился племенным отличием: «беспоясые бусурмане», кочевники, противополагались носящим пояс
земледельцам. О значении пояса и поясных украшений уже писалось в целом ряде
работ6. Ниже мы остановимся на них
подробнее.
Вышеописанному типу
рубашки противополагается в Поволжье 2-й тип (См. чертеж № 2). Особенности второго
типа следующие:
1) Основным является
одно полотнище, точа холста, перекинутое через спину и грудь, с вырезом по
овалу шеи и прямым грудным разрезом по самой середине груди, симметрично в
середине точи. К основному полотнищу пришиваются под прямым углом рукава с
ластовицами и боковые полотнища, обязательно расширяющиеся книзу. Это
расширение достигается либо добавкой к прямому, во всю точу, боковому полотнищу
дополнительных клиньев, либо тем, что точа, идущая на
боковое полотнище, перекраивается следующим образом: она складывается по
диагональному разрезу, широкая с широкой, а узкая с узкой стороной. Узкая часть
идет к рукавам, широкая образует подол (см. чертеж № 3). Необходимость
расширения подола объясняется условиями жизни скотоводов-кочевников, где и
женщины садятся верхом на коня.
2) Устройство ворота (т. е. шейного выреза и
грудного разреза) рубашки этого типа резко отличается от 1-го типа. Шейный
вырез сделан вплотную по шее, в старых формах не имеет никакой обшивки. Грудной
разрез идет прямо по середине грудной части рубашки, лишен всякой подполки и оставляет открытую щель. За этой щелью рубашки,
чтобы прикрыть грудь женщины, носится особая часть одежды — нагрудник. Никакой
застежки-пряжки с рубашкой данного типа не носится. Завязывается рубашка около
шейного выреза тесемками или завязками. Эта рубашка, в старых формах, носится с
особым ожерельем, облегающим шею и представляющим род отрезного воротника —
оплечья.
3) Рубашка этого типа закрывает голени женщины
и носится или вовсе без пояса (у татар и башкир), или с поясом, не подбирающим
рубашку и не образующим пазуху (у чуваш).
Рубашка 2 типа
встречается у многих народов Поволжья, и мы можем легко проследить ее эволюцию.
В XVIII веке она была белой, холщовой, с оттенением
красным цветом продольных швов и вышивкой по вороту, рукавам и подолу; такой мы
застаем ее к началу XX века только у чуваш анат енчи (средненизовых).
В течение XIX века происходит у ряда этнических групп замена белой
холщовой рубашки 2-го типа пестрядинной рубашкой, вначале сохраняющей вышивки,
но постепенно заменяющей их нашивками из кумача. Это — процесс общий для
низовых чуваш, мари, удмуртов, бесермян, кряшен, мещеряков и даже некоторых групп мордвы. Пока
употреблялись красители собственного изготовления, окраска ниток на ткань
одежды была достаточно сложным процессом, и холст оставляли белым. Белый холст
легко грязнится, и как только проникают покупные краски
и слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание нитей. Широко
распространяется ношение рубашки из тканной в синюю или красную клеточку
пестряди, носящей название «алача» (у татар, башкир,
мари, удмуртов) или «улача» (у
чуваш). Материалы дают возможность проследить смену белой рубашки пестрядинной
у разных народов Поволжья, а также постепенное изменение ее украшений.
Пестрядинная рубашка —
наиболее позднее общее явление в национальной женской одежде у всех народов
Поволжья.
Более ранним, тоже общим
для всего Поволжья, процессом является скрещение рубашек 1 и 2 типов, варианты
которого мы можем наблюдать у разных народностей. Постараемся проследить эти
процессы у отдельных народов.
1 Б. А. Куфтин. Материальная культура русской мещеры, ч. I. «Труды
Государственного музея ЦПО», вып. 3, М, 1926.
2 Б. А. Куфтин.
Материальная культура русской мещеры, стр. 23.
3 Т. А. Крюкова. Коллекция П. С. Палласа по народам Поволжья.
«Сборник МАЭ». Л., 1949, т. XII.
4. А.
О. Heikel. Trachten und Muster der Mordvinen... Etnographische For-schungen
auf dem Gebiete der Finnischen Volkerschaften, Helsingfors,
1899, t. CXLVIII.
5 Под воротом здесь
подразумевается шейный вырез и грудной разрез.
6 Н. П. Гринкова. Очерки по истории русской одежды,
поясные украшения. «Советская этнография», 1934, № 1—2.
7 Н. И. Гаген-Торн. К
методике изучения
одежды. «Советская этнография», 1933, №
3—4.