Мы готовы сшить для вас
нужную национальную одежду.
Наш адрес: г. Казань,
Женская одежда народов Поволжья. Заключение
Геолог, исследуя процессы, происходящие в земной коре,
останавливается на отдельных обнажениях. В них, рассматривая расположение
пластов, видит сдвиги глубинных пород, сбросы и смещения; по этим выступающим
на поверхность обнажениям он делает заключения о происходивших процессах.
Палеонтолог по сохранившейся челюсти или нескольким костям восстанавливает
внешний вид вымерших животных. Мы еще не умеем, с точностью естествознания, по
сохранившимся остаткам восстанавливать процессы, происходившие в человеческой
культуре, но такова задача и этнографии. Наша наука только недавно овладела
умением точного описания и переходит к обобщениям из точно описанных фактов. У
нас еще не всегда достаточно материалов. Но по отдельным разделам
культуры уже назрела необходимость подытожить имеющееся и постараться сделать
из него хотя бы предварительные выводы. Они могут стать окончательными
лишь при подтверждении в других разделах культуры данного общества.
Процессы, происходящие в человеческом обществе, много сложнее биологических; диалектика их развития станет
понятной лишь при создании предварительных схем того, как в вещах отражается
строй общественной среды. В задачу настоящей работы и входило рассмотрение
того, как социальные процессы нашли отражение в женской одежде народов
Поволжья.
В рассмотренных материалах устанавливается, что в
развитии одежды народов Поволжья
заметно единство процесса.
Последний этап развития ясен и легко объясним:
развитие капиталистических отношений в XIX веке вызвало
сходные хозяйственные условия и более тесное общение живущих по соседству
народностей. В одежде это нашло отражение в процессе нивелировки национальных
особенностей. Среди всех народностей Поволжья, у одних глубже, у других поверхностнее, выступает этот нивелированный слой. Он заключает в себе: 1) все большее употребление покупных тканей,
причем аппликации и воланы из
ярких тканей заменяют вышивку; 2)
уменьшение количества и ухудшение качества вышивки; употребление покупных,
анилиновых красителей, вместо растительных; 3) нивелировка покроя верхней
одежды, все более широко распространяется одежда с отрезной спинкой и борами по
талии; 4) наступает замена белой вышитой холщовой рубашки пестрядинной
рубашкой, широкий в подоле, благодаря волану; 5)
постепенно отмирают высокие и сложные головные уборы, заменяясь платками.
Мы легко можем отслоить этот верхний пласт общности в
одежде у народов Поволжья и объяснить его происхождение. Но это еще не даст нам
материал для разрешения вопроса о формировании современных народностей и их
связей; для этого следует идти глубже.
В монографиях по отдельным народам Поволжья отмечались
общие черты их культуры, связанные с глубокой древностью. В. Н. Белицер в монографии по удмуртской одежде привела
археологический материал, восходящий до ананьинской
культуры, и сравнительный этнографический материал по одежде других народов1. Н. И. Воробьев, указывая на
сложность этногенеза татар, отмечал две струи в их культуре:
оседло-земледельческую, связанную с культурой древних аборигенов края, и
скотоводческо-кочевую, степную, которая все время проникала с востока.
Эти два компонента в культуре народов Поволжья, как и
факт многослойности их культуры, можно считать
общепризнанными в научной литературе.
Поэтому в данной работе не требуется приводить
дополнительных доказательств. Можно считать общепризнанным
и то, что в основу основ культурных образований Поволжья включались в какой-то
степени скифо-сарматские элементы, которые проникали и в культуру финских
лесных племен, и в степные, в основном тюркоязычные
социальные единства. Все это много раз упоминалось в историко-этнографической
литературе.
И. Д. Кузнецов, высказываясь о происхождении
чувашского народа, писал: «Следует отметить и то, что проблема этногенеза может
быть успешно разрешена, разработана только коллективными усилиями историков,
лингвистов, археологов и др. и при условии, если мы формирование народности
будем изучать не только перспективно, т. е. идя от бесписьменных памятников, но
и ретроспективно - идя назад от письменных памятников к временам бесписьменным»2. Под бесписьменными
памятниками здесь понимаются памятники археологические; статья полемизирует с
приемом строить историю народа, подменяя ее начало историей археологических
памятников данной территории. Упрек этот совершенно
справедлив по отношению ко многим работам о народах Поволжья, начинающимся с
археологического материала, в котором авторы стараются установить связь его с
современными насельниками края, но пробелы между археологией и историческими
данными они оставляют незаполненными и не приводят достаточно убедительных
доказательств о принадлежности археологических памятников этой, а не другой
народности. Нам кажется правильным выдвигаемый И. Д. Кузнецовым прием
ретроспективного анализа, но для этого мало опираться на письменные источники.
В сохранении их есть и доля случайности и
преднамеренности господствующей общественной группы. Запись может
превратно осветить события, в чем бывает трудно разобраться, но то, во что
одевался, в каком жилище жил и во что верил народ, не может быть случайностью,
оно покажет действительную сущность прошлого народов. Выводы этнографии
объясняют исторические судьбы и формирование народа неопровержимее и
объективнее письменных источников. На наш взгляд, этнографические материалы по
одежде смогут осветить эпоху, лежащую глубже консолидации современных
народностей. Общность в элементах их одежды укажет на ход исторического
процесса в Поволжье, о котором мы не встречаем исторических письменных
памятников. Нам ясно отражение в одежде последнего исторического этапа, попробуем
проникнуть глубже.
Исследователи, давая описание татарской и башкирской одежды со второй половины
XIX в.,
сообщали о женских рубашках-платьях из цветной
материи, как об исконной национальной одежде. Но в XVIII в. И. Г. Георги
писал, что татарки ходили в белых вышитых рубашках3; В. М Черемшанский писал о холщовых рубашках у башкирок4; в начале XIX в. Марджани сообщал, что татарки около Симбирска носили белые
холщовые рубашки, отороченные по продольным швам полосой кумача.5 Проф. Н. И. Воробьев, приводя эти сведения из арабского
сочинения Марджани, считает их случайными и
относящимися к местным явлениям заимствования от соседей. Но для ссылки на
заимствования надо объяснить и причину, почему оно имело место. Что
вызвало заимствование? Мы наблюдали в ряде повторяющихся случаев, что
пестрядинная, цветная рубашка сменяет белую, и нигде
не встречались с обратным процессом. Поэтому вероятнее предположить, что и в
данных районах белая вышитая рубашка была более древним сохранившимся слоем,
еще не поглощенным цветной, уже бытовавшей в Казани. Проф. Н. И, Воробьев
указывает в своей монографии сложность этногенеза татар: степные влияния, с его
точки зрения, наслаивались на основу, идущую от прямых предков татар - волжских
булгар.
Конечно, эти влияния интенсивнее всего сказывались на
верхушке казанских татар, вовлеченных в широкую торговлю со всем мусульманским
миром. Торгово-феодальная верхушка создала свою традицию женской одежды, очень
широкой, сшитой из дорогих покупных тканей. У этой вовлеченной в широкое
общение верхушки быстрее шел процесс отражения в одежде новых взаимоотношений.
В отдаленных и глухих углах дольше хранились черты старины. Не следует ли к
этой старине отнести и бытование белой вышитой и окаймленной красным по
продольным швам рубашки? У татарок в старину были и высокие женские головные
уборы из монет, вышедшие в Казани из употребления раньше, чем в более
отдаленных районах. Таким образом, у татар в древности существовали, но затем
исчезли те элементы одежды, которые сохранились у других народов Поволжья, где
пестрядинная рубашка только в последнее столетие начала сменять белую.
Мы проследили у чуваш, как пестрядинная рубашка сменяет белую вышитую, надвигаясь от
окраинных к более замкнутым от внешнего мира районам, заселенным срединными
чувашами (анат енчи).
У татар на столетие раньше шел тот же процесс: белая
вышитая рубашка, сохраняясь по глухим углам, была вытеснена пестрядинной,
подражавшей рубашке из покупных тканей, которую носили городские татарки. Татарский деревенский кульмэк по
покрою сохранял больше связи с древней рубашкой других народностей Поволжья,
чем с городским платьем. У башкир и казахов, как показывает старинная рубашка
из коллекций ГМЭ, тоже в старину бытовала белая вышитая рубашка
Таким образом, у чуваш анат енчи сохранилась
наиболее древняя форма туникообразной рубашки 2-го
типа.
Мы проследили на материале мордвы, мари и удмуртов,
как эта рубашка 2-го типа, в свою очередь, вытесняла приемом кроя рубашку 1-го туникообразного типа (с двумя полотнищами), на большую древность
которого у этих народностей указывает расположение вышивок, связанное с первым
типом. Чем объясняется вытеснение первого типа вторым? У
чуваш не находим во всем костюмном комплексе никаких
признаков хотя бы рудимента рубашки 1-го типа. Отсутствие рубашки 1-го типа мы
прослеживали и в наиболее старом
комплексе бесермянской
одежды.
В. Н. Белицер правильно
указала на сходство элементов старой бесермянской
одежды с чувашской. Оно прослеживается не только в
покрое и орнаментике вышивки на рубашке, но и в головных уборах.
Близость эта слишком велика, чтобы могла случайно
возникнуть, она указывает на старые связи. К какому историческому времени они
могут быть отнесены?
Письменные источники XVI и XVII вв.
уже упоминают бесермян в числе других народностей,
живущих по Вятке и Чепце, реке, достаточно далекой от основной массы чуваш, что
едва ли можно говорить о взаимодействии или влиянии. И чуваши, и бесермяне в эти столетия не были ни экономически, ни
политически достаточно сильны, чтобы влиять друг на друга. И те и другие были
земледельцы с примитивными и устойчивыми формами хозяйства, замкнутыми в своей
среде. Долгие столетия живя среди удмуртов небольшими
поселениями, бесермяне заимствовали их язык и во
многом быт. Но антропологически они отличаются от
удмуртов а в языке их сохранились тюркские элементы: их терминология родства по
отцовской линии близка к чувашской6 .
Многие исследователи высказывали мнение, что бесермяне-пришельцы на Чепце-реке. И. Н. Смирнов считал их
потомками булгар, имевших торговые фактории на Вятке7.
И. С Михеев высказал предположение, что бесермяне -
крещеные татары.8 Но если допустить, что
это татары, то возникает вопрос, в какую эпоху они поселились на Чепце-реке?
Вероятнее всего, что это были колонии основанные с
торговыми целями в период наиболее интенсивного торгового могущества Казанского
или Булгарского ханства: булгарские древности находят в захоронениях на
Чепце-реке, следовательно, их колонии здесь уже существовали. Влияние
булгарской культуры продолжалось и в период Казанского ханства, как доказывает
проф. Н. И. Воробьев. Таким образом, в отдаленных колониях, оторванных от своей
метрополии дальнейшим ходом исторических событий, можно предполагать
сохранение, хотя бы в качестве рудиментов того, что было характерным для эпохи
связи с метрополией, т. е. для булгарского периода. Признание существования
булгарской колонизации по р. Чепце позволяет объяснить сходство в чувашской и бесермянской одежде, иначе необъяснимое: и та и другая
сохранили древний слой, относящийся к эпохе расцвета булгарской культуры и
булгарского влияния в Поволжье. Разумеется, в течение столетий одежда не
оставалась неизменной, она менялась, отражая жизнь и мировоззрение носителей,
но основная традиция покроя, расположение вышивок, окаймление швов красной
полоской, характер головных уборов сохраняли основной стиль. Он сохранился у бесермян затерявшихся мелкими поселениями в инородной
удмуртской среде как и у чуваш, живших сплошной
массой, потому что и те и другие хранили замкнутость полунатурального хозяйства
и связанные с ним древние традиции.
За то, что этот стиль рубашки создался в эпоху
владычества над Волгой Великой Булгарии, говорит
большое сходство чувашских и бесермянских узоров,
техники их вышивки и покроя рубашки с рубашками и вышивками в некоторых районах
Македонии и Болгарии. На Балканах, как уже упоминалось (см. выше, стр. 70 и
след.), существует два приема кроя рубашек: 1) с рукавами, непосредственно
составляющими сборы вокруг шеи, соединяясь в шейном вырезе с отрезанными
полотнищами, образующими спину и перед; 2) 2-й туникообразный
покрой рубашки Между ними есть ряд переходных типов от
2-го туникообразного покроя к покрою со сборчатым
воротом и наплечными рукавами. Рубашка со сборчатым воротом имеет аналогию у
западных и восточных (не везде) славян. Туникообразная
рубашка 2-го типа имеет аналогию на Кавказе, в Казахстане и Туркестане. Прием
ее кроя встречается у всех тюркских народов (но распространен и шире).
В Средней Азии рубашка этого типа не носится с поясом;
на Балканах, как и в Поволжье, рубашка обязательно подпоясывается, что
необходимо при земледельческих работах.
Рубашка дунайских болгар, как и старинная
чувашская рубашка, имеет: 1) обязательное подчеркивание продольных швов полосой
красной ткани; 2) прилегающий к шее вырез и прямой грудной разрез; 3) носится с прикрывающим этот разрез
нагрудником.
Все указанное позволяет предположить, что возникла эта
рубашка в полосе развитого
земледельческого хозяйства, сохранявшего еще кочевые традиции и связь со
степным, кочевым миром, т. е. ту форму
хозяйства, которая существовала в Булгарском государстве С
развитием земледелия общетюркской рубашке
стал необходим пояс. Ношение его легко усваивалось от соседних
финских племен, вместе с рядом поясных украшений. Они развивались в двух
направлениях: 1) в виде привешанных к поясу кусков
вышитой ткани, 2) в виде привешиваемой к поясу шерстяной бахромы с вплетенными
в нее раковинами-ужовками, металлическими подвесками
и бисером.
В украшениях дунайских болгар мы находим на поясе те
же элементы: вышитые куски ткани, шерстяная длинная бахрома, вплетение бисера и
раковин.
Также обще им употребление монет в качестве украшений.
Его, пожалуй, нельзя было бы рассматривать как общую культурную традицию: оно
распространено очень широко и может
возникнуть самостоятельно на определенном хозяйственном этапе: когда появляется денежное обращение люди начинают украшать себя монетами
демонстрируя богатство. Но самая форма украшений из монет в виде
нагрудников с монетами, нашитыми на материю и употребление
монет на головных уборах заставляет предполагать общую культурную
традицию. Она могла создаться тогда, когда Волга была широкой
торговой дорогой, а на берегах ее процветало могучее и обширное государство
Великого Булгара Оно создало такой большой толчок в культурном объединении племен, что следы его как круги,
расходящиеся по воде растянулись на столетия и сохранились в разных фазах в
национальной одежде различных народностей Чуваши лучше всего сохранили стиль
этой одежды; казанские татары видимо имевшие
многие ее элементы, утеряли их, так как в их культуре наслоилось слишком много
позднейших влияний. К угро-финским народам Поволжья элементы болгарской одежды
проникали не одновременно и не одинаково у разных племенных групп. Многое в их
одежде и в головных уборах, вероятно, относится к эпохе более древней, чем
расцвет Булгарского государства. На это довольно ясно указывают высокие твердые
головные уборы. Мы уже обращали внимание на их сходство с высокими головными уборами
скифо-сарматской богини (см. выше стр
187 и след.) Они создались там, где был культ великой богини-матери, намного раньше чем развилось могущество Булгарского государства. Нам
неизвестно, передались ли они в комплекс булгарской одежды или оставались там, где сохранялись
следы культа великой богини, вряд ли
входившей в пантеон Булгарского государства, так как
зарождение ее культа относится к
родовому, доклассовому обществу.
Археология в глубокой древности юго-восточной Европы
встречается с высоким и твердым женским головным убором двух типов - конусообразным
и цилиндрическим. Оба эти типа сохранились у народов Поволжья до XX века,
но пути их развития еще неясны...
В головном уборе мордовской невесты мы встречаем
поразительное сходство с головным
убором, зарисованным путешественником XVII в. у дунайских
болгар. Тюрик марийских женщин чрезвычайно схож с македонским сокаем, а
головное полотенце чуваш совпадает по орнаменту с болгарским убрусом. Головные покрывала бытуют самостоятельно, но они
же образовали, в сочетании с твердым остовом, головной убор сороку, распространенную у русских
мордвы, мари, карел и ижор. Головной убор этот - более позднего этапа
общественного развития, так как развился из требования закрыть и спрятать
волосы замужней женщины-чужеродки, требования,
которое могло появиться не ранее развития патриархального рода.
В одежде и орнаменте у народов Поволжья мы отметили черты устойчивого единства,
указывающие на глубокий и мощный фактор, вызвавший их развитие. Он не нашел
отражения в письменных источниках, но оставил след в культуре народов. Таким
фактором могло быть, вероятнее
всего, Булгарское государство на Волге.
1 В.
Н. Белицер. Народная одежда удмуртов, заключение.
2 И.
Д. Кузнецов. К вопросу о происхождении чувашской народности. В сб. статей «О происхождении
чувашского народа». Чебоксары, 1957, стр. 121.
3 И. Г.
Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799, ч. 1, стр. 12.
4 В. М. Черемшанский. Описание Оренбургской губернии.
5 Марджани.
Мостафад-эль-ахбар.
На арабском языке.
Т. I, Казань. 1885; т. II, 1900. См. в кн. Н. И.
Воробьев. Казанские татары, стр. 243.
6 Наши полевые записи,
сделанные в 1935 г. у бесермян, к
сожалению, погибли во время блокады Ленинграда
7 И. Н. Смирнов. Бесермяне Вятской губернии. «Труды VIII Археологического съезда в
Москве», т. Ill, М., 1897, стр 314
8 И. С. Михеев. Несколько слов о бесермянах. ИОАИЭ, т. XVII, вып.
I, Казань, 1901,
стр. 54.