Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Пояс русских, украинцев,
белорусов
У восточных славян обязательной частью любой, а особенно нижней
одежды считается пояс. Севернорусские бранят человека без пояса:
"беспоясный татарин". Мужчины обычно надевают на верхнюю
одежду кожаный пояс (белорус. дяга) 5-9 см шириной, с медными
бляхами, железной пряжкой и железной скобкой для топора. Карпатские
украинцы носят кожаный пояс шириной в 20-30 см, с несколькими
карманами, пятью или шестью пряжками на одном конце и с таким
же количеством узких ремней на другом, каждый из которых застегивается
отдельно. Для женских, так же как и для мужских
рубах, предпочитают пояса, сотканные или связанные из цветной
шерсти, - кушак, опояска, сетка (рус). Такие нарядные пояса
иногда бывают до 3-4 м длины, ими обматывают талию два или три
раза, а концы пояса с кисточками свешиваются до колен и даже
ниже. Раньше на Украине были в моде шелковые персидские пояса,
которые делали на фабриках в Слуцке и в других городах. Украинскую
невесту подпоясывают на свадьбе вышитым полотенцем - рушником.
Донские казачки подпоясывают свой кубелек (род сарафана)
поясом из кованого серебра.
Мужчины носят на поясе, надетом на рубаху, кожаную сумку; раньше она предназначалась
для огнива, теперь же в ней обычно держат деньги. Рядом с сумкой висят на ремне
нож, иногда в футляре, и латунный или роговой гребень. Курильщики иногда вешают
на пояс также кисет с табаком, хотя чаще кладут его вместе с трубкой за пазуху
или суют за пояс.
Русские подпоясываются двумя различными способами: кое-где
пояс надевают очень высоко на грудь (под грудь), однако гораздо
более широкое распространение получил другой способ - надевать
пояс низко на животе (под брюхо). Манеру подпоясываться низко
некоторые считают щегольством, другие видят в этом показатель
богатства, кое-кто считает это религиозным требованием. В некоторых
местах люди высмеивают своих соседей, подпоясывающихся не так,
как они. Обычно те, кто подпоясывается низко, делают большую
пазуху, т. е. часть рубашки или другой одежды перекидывают через
пояс как мешок, вытянув ее из-под пояса наверх. Это особенно
принято у носящих поневу южнорусских
женщин, которые специально делают свои рубахи
очень длинными. Не исключена возможность, что этот способ заимствован
у греков, у которых женский хитон обычно был длиннее человеческого
тела и подпоясывался, причем на груди получался напуск.
Коллинз, живший в Москве в 1659-1666 гг., пишет, что русские всегда подпоясывают
свои рубашки ниже пупка, поскольку думают, что пояс придает человеку силу. В наши
дни русские считают грехом быть без пояса, особенно на молитве, а также обедать
и спать неподпоясанным. Многие снимают пояс только в бане. Пояс считается талисманом,
оберегающим человека от нечистой силы, особенно от лешего и домового. У севернорусских
девушек есть в числе прочих такое гаданье: растянув пояс во всю длину на земле,
девушка трижды кланяется ему в землю, приговаривая: "Пояс, ты мой пояс! Покажи
ты моего суженого, пояс!" После этого она кладет пояс под подушку и тогда
видит во сне своего будущего жениха. Через пояс весной выгоняют первый скот на
пастбище.
Из главы VI "Одежда и обувь"
книги Д.К. Зеленин. "Восточнославянская
этнография", Москва, "Наука", 1991 г