Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Обувь русских, украинцев, белорусов
В качестве материала для изготовления обуви восточные славяне
используют шкуры животных, дубленую кожу или, реже, мех, древесную
кору и еще реже пеньковые веревки, из которых обувь плетут,
а также шерсть для валяния. Дерево почти не употребляют.
Из существующих в наши дни видов восточнославянской обуви
древнейшей следует считать кожаную обувь, которую, собственно,
не шьют, а закладывают складками, морщат, т. е. стягивают кусок
кожи веревкой таким образом, что по бокам у него образуются
сборки, морщины. Такую обувь привязывают к ноге длинной веревкой;
названия этой обуви - морщуни, морщенцi, постоли, ходаки (укр.);
поршни (вероятно, из "морщни" от глагола "морщить"),
струсни (рус.); ходакi, хвiянкi (белорус.). Это - прямое продолжение
древней обуви, состоявшей из привязанной к ноге шкурки какого-либо
небольшого зверька.
Поршни в большинстве случаев делают из сыромятной кожи, иногда
из свиной. Они бывают с одним - на носке или на пятке. К ноге
их привязывают ремнями или шнурками длиной до двух метров (рус.
обора, оборка; укр. и белорус. валока). Оборы обвивают вокруг
голени до самого колена. Кожаная обувь, похожая на поршни, но
не "морщеная", а сшитая, с подшитой подметкой обычно
носит название коты (от глагола "катать"; первоначально
ее катали из шерсти). К ней пришивают специальные ушки, чтобы
с помощью длинных шнуров привязывать эту обувь к ногам. Такие
башмаки делают из телячьих, коровьих, оленьих, тюленьих или
козьих шкур. Бывает, что их шьют мехом наружу, и такая обувь
имеет особое название: тюни, уледи, унты (севрус.). Иногда же
такую обувь, с загнутыми кверху крючкообразными носами шьют
для ходьбы на лыжах.
150. Украинская кожаная обувь - ходаки. Галиция, Старосимбирский уезд 151. Украинская кожаная обувь - постолы 152. Прикрепление подметки к сапогу на Украине
Кожаная обувь с высокими голенищами называется сапоги, (укр.
чоботи). Раньше их делали без каблуков, что в Галиции называют
русский крой. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка
на пятке. Еще в середине XIX в. у восточных славян преобладал
особый вид сапог, так называемые выворотные; подметка пришивалась
к сапогу изнутри (укр. пiд завидь), после чего весь сапог смачивали
водой и выворачивали. На рис. 152 изображена подшитая этим способом
подметка на еще не вывернутом сапоге, голенище которого сшито.
Такие сапоги (севрус. бахилы) неминуемо получаются очень широкими
и неуклюжими.
Все перечисленные виды обуви носят как мужчины, так и женщины.
В наше время специально женской обувью считаются кожаные башмаки,
или черевики, - особый вид обуви с низким голенищем. Еще недавно
оба эти названия употреблялись для вышеописанных котов - низкой
обуви с пришитой подкладкой, для обоих полов без различия.
В старой Москве были очень модны сапоги и ичиги
(род сафьяновых чулок различной длины) из цветного сафьяна,
чаще всего красного и желтого. В наши дни эта восточная мода
сохранилась лишь кое-где на Украине, где женщины иногда носят
сапоги из цветного сафьяна; у современных сап'янцiв и чернобривцiв
часто только голенища из красного или желтого сафьяна, головки
же - из обычной черной кожи.
Лапти
Лапти (укр. личаки) плетут из древесного
лыка; по своему тину они полностью повторяют простейшую кожаную
обувь, однако не шитую, а "морщеную" (поршни, постоли).
Это та же низкая обувь, типа сандалий, которая привязывается
к ноге длинными шнурами. Шнуры и здесь имеют те же названия
(рус. оборы, укр. и белорус, валоки). В простейшей разновидности
лаптей оборы продеваются сквозь петли или ушки, которые соответствуют
отверстиям на кожаных поршнях; ими прикрепляют обувь к ноге.
Белорусские лапти. Минская губ.
Белорусские и украинские лапти отличаются от русских не только
прямоугольным плетением, но и тем, что у них более низкие бока
и очень слабо оформлен носок. В сущности, бока и носок такого
лаптя состоят из петель, сквозь которые продергивается веревка,
связывающая лапоть и одновременно закрепляющая его на ноге.
Сам лапоть при этом, в сущности, состоит только из подошвы,
представляющей собой маленький коврик, сплетенный из полосок
лыка. У русских лаптей, отличающихся косоугольным плетением,
бока и особенно носок гораздо глубже. Своей высотой и формой
лапоть иногда напоминает настоящий низкий башмак.
154. Южнорусские лапти. Смоленская губ., Юхновский уезд
155. Севернорусская обувь из конопли - чуни. Псковская губ., Порховский уезд
156. Южнорусская обувь - ступни. Калужская губ.
Низкая обувь, похожая на лапти, которую также привязывают
к ноге длинными оборами, но плетут из пеньки, называется чуни.
При плетении пользуются четырехугольной продолговатой колодкой,
в которую забивают небольшие гвозди. Неношенные чуни сохраняют
прямоугольную форму этой колодки. Для восточных славян этот
тип обуви является сравнительно новым, хотя распространился
он очень быстро и повсеместно, и его проникновение в беднейшие
слои рабочих продолжается и по сей день. Само слово чуни мы
склонны производить от более древнего чухни, т. е. финская обувь.
Кроме лаптей, из полосок древесной коры, особенно березовой,
плетут еще один вид обуви, которая имеет форму галош или домашних
туфель и не привязывается к ноге. Этот вид обуви обычно надевают
без чулок и носят главным образом дома. Названия разнообразны:
ступни, босовики (рус.) и т. д.. Для прочности к лаптям приделывают
подметки, которые оплетают пеньковыми веревками, а иногда тонкими
полосками древесины дуба, размоченными в горячей воде. Когда
на улице сыро и грязно, к подошвам лаптей привязывают деревянные
колодки, каждая из которых состоит из двух дощечек. Это, в сущности,
единственный у восточных славян случай использования дерева
для изготовления обуви. Когда в 1920-1921 гг. городское население
носило деревянные сандалии, это был тип обуви, новый для восточных
славян, и созданный ad hoc но иноземному (в большинстве случаев
польскому) образцу.
С лаптями и другой низкой обувью, которую длинными завязками
прикрепляют к ноге, восточные славяне носят обычно не чулки,
а так называемые онучи - длинные узкие полосы толстой ткани
из шерсти или конопли. Этой тканью оборачивают стопу и голень
до колена, а поверх нее обвивают ногу, обычно крест-накрест,
обоими концами длинных шнурков, которыми привязывают обувь к
ноге. Шнуруют в разных местах по-разному. Онучи, как правило,
белые, однако в некоторых южнорусских областях встречаются и
черные - например, в Богородицком уезде Тульской губ.; это так
называемые завои. Кое-где на Украине зимой оборачивают ногу
сначала пучком соломы или особой длинной и тонкой травы (волоснись)
и лишь поверх нее - онучами.
Обувь, валянная из шерсти, появилась у восточных славян сравнительно
недавно. Умение делать высокие валяные сапоги возникло лишь
в начале XIX в. в Нижегородской губ.
До этого времени валяную обувь делали лишь в виде высоких
галош из войлока (так называемые коты, чуны, валенки, катанки,
кеньги). К валяной обуви иногда подшивали кожаные подошвы.
В конце XIX в. в русскую деревню проникла мода на резиновые
галоши. Их считали самой нарядной обувью и из франтовства надевали
даже в летний зной. Однако держалась эта мода недолго.
Из главы VI "Одежда и обувь"
книги Д.К. Зеленин. "Восточнославянская
этнография", Москва, "Наука", 1991 г