Староабхазский костюм ярко отразил в
себе сословное и имущественное неравенство абхазов. По одежде сразу можно было
определить социальную принадлежность человека. Знать и богачи носили добротные
черкески, перетянутые богатыми серебряными поясами, дорогие бурки, папахи и
башлыки с позументами; они разъезжали верхом, вооруженные пистолетами,
кинжалами и саблями с серебряной насечкой. Крестьяне носили домотканые
черкески, войлочные шапки, у пояса простые ножи, и кинжалы.
Полный комплект мужской
крестьянской одежды включал нижнюю рубаху и кальсоны (последние получили
распространение сравнительно недавно), грубошерстные, суконные или
хлопчатобумажные штаны, короткую грубошерстную рабочую рубаху, бешмет, короткую
черкеску, бурку, войлочную шапку, башлык, сыромятные кожаные чувяки, кожаные
или шерстяные ноговицы с подвязками и кожаный пояс.
Наиболее характерным
элементом мужской одежды считалась черкеска. Несколько десятков лет назад она
была традиционным одеянием не только сельских, но и городских жителей. Однако князья
и дворяне считали ношение настоящей черкески своей привилегией и преследовали
крестьян, которые позволяли себе вместо короткого полукафтана без газырей
носить красивую черкеску и главное появляться в ней в общественных местах.
Наиболее спесивые феодалы доходили до того, что
публично срывали у крестьян газыри
на груди или
обрезали у них
полы черкески.
Черкеска, являвшаяся
принадлежностью многих народов Кавказа, отличалась у абхазов некоторыми
локальными особенностями. Так, говоря, что в одежде абхазы «совершенно сходны»
с черкесами, Торнау в то же время отмечал, что
«кафтан с патронами на груди... они носят гораздо короче черкесов» 25.
Однако эта особенность, по-видимому, недавнего происхождения: в старину
абхазская черкеска доходила почти до щиколоток, и лишь со временем ее
стали укорачивать.
Старинной принадлежностью
крестьянского мужского костюма был островерхий войлочный головной убор,
напоминающий скифские «островерхие шапки», упоминающиеся в древнеперсидских
надписях. Своей формой он, возможно, обязан обычаю отращивать на макушке густую
прядь волос наподобие запорожского чуба. В позднейшее время наиболее
распространенным среди крестьян головным убором была более низкая войлочная
шапка с полями. Крестьяне, жившие по соседству о Мегрелией,
носили мегрело-имеретинские шапки — «круглый лоскут черного сукна, подвязанный
ремнем под бороду» 26. Головным убором феодалов, наряду с папахой,
была низенькая суконная шапка с меховым околышем. Широко распространенным во
всех слоях населения мужским головным убором был шерстяной башлык. Е. А. Мартель писал в 1903 г.: «Главной
характерной чертой абхазского костюма является ...длинный капюшон из сукна (иногда
из верблюжей шерсти) очень яркого цвета, состоящий
обыкновенно из двух кусков и оканчивающийся остроконечным верхом; в условиях
быстро меняющейся капризной атмосферы он служит шапкой, тюрбаном, дождевым
зонтом, зонтом от солнца, шарфом и пелериной, смотря по обстоятельствам» 27.
У беднейшей части
населения хуже всего, пожалуй, обстояло дело с обувью. Старики, которым уже не
нужно было много ходить, носили деревянные сандалии; большинство крестьянства
носило грубую сыромятную обувь. Многие ходили летом босыми.
Напротив, представители высшего сословия щеголяли в привозных мягких чувяках
или местной обуви, изготовленной лучшими мастерами из хорошо обработанной
тонкой козьей или овечьей кожи. Такая обувь обыкновенно делалась несколько
меньше ноги, при надевании размачивалась в воде, натиралась внутри салом или
мылом и натягивалась подобно перчаткам; при надевании ее в первый раз
требовалось выждать, пока она высохнет и примет форму ноги.
Женский костюм состоял
из шаровар широкого покроя на вздержке и со сборками у лодыжек (апхвис еиква), длинного
расширявшегося книзу «абхазского платья» (апсуа цкы) с туго затянутым высоким воротником и длинными
застегивающимися у запястий рукавами и длинного ситцевого (у богатых шелкового)
бешмета, застегивавшегося на груди металлическими (нередко серебряными)
застежками — чапразами. Для придания
фигуре стройности и уплощения груди девушки с 8—10 лет и до рождения первого
ребенка постоянно носили узкий корсет «айлакь» из
мягкой кожи или плотного льняного полотна с зашитыми в него роговыми, костяными
или металлическими пластинками. У крестьянок айлакь
застегивался на роговые пуговицы, у дворянок — на посеребренные или
позолоченные застежки. Девушки носили на голове большой четырехугольный платок (акасы), замужние женщины добавляли к нему трехугольной формы нижний платок (акасы
еицарца), туго завязывавшийся сзади. Селезнев
писал об абхазках: «Одни только княжеские фамилии занимаются собой, наряжаясь
всегда в шелковые распашные платья, распускают каштановые волосы по плечам и
завивают иногда в шесть косичек, а на голове носят грузинские налобники с лачакой, простые же покрывают голову обыкновенным платком»28.
Обувью служили туфли или самодельные кожаные чувяки, а также деревянные
башмачки (акап-кап, адыргун),
у богатых женщин красиво инкрустированные. При верховой езде женщины
привилегированных сословий надевали широкий передник, предохранявший от грязи;
вжару и дождь они пользовались зонтом.
В современной Абхазии
среди колхозников старшего поколения, особенно у пастухов в горах, еще
сохраняются те или иные элементы традиционного мужского костюма. В первую
очередь это относится к войлочным шапкам, папахам и башлыкам, ноговицам, а
также к кавказскому поясу с висящим на нем большим ножом. Довольно стойко
удерживаются бурка и черкеска. Черкеска для многих крестьян сохраняет значение
выходного национального костюма, особенно в случаях торжественных выездов
верхом на коне. Однако теперь уже отнюдь не считается, как это было еще 20—30
лет назад, недостойным мужчины появляться в общественных местах без черкески,
«в короткой одежде».
Сравнительно недавно в
сельской местности мужчины отдавали предпочтение кавказской рубахе с широким
поясом, брюкам галифе, узким азиатским сапогам. Весьма редко можно было увидеть
обычную рубаху и брюки навыпуск. В настоящее время сельское население, особенно
молодежь и интеллигенция, не говоря уже об абхазах горожанах, одевается по
современной, более или менее общепринятой во всех республиках нашей страны
городской моде; летом, как и в других южных республиках, мужчины предпочитают
легкие светлые кители.
Национальная женская
одежда почти полностью вытеснена современным костюмом городского типа.
Известную специфику составляет предпочтение абхазками платья темной расцветки.
В качестве выходного головного убора получил распространение черный шифоновый
шарф. Пальто в селениях женщины стали носить лишь в последнее время, и то
больше в среде сельской интеллигенции; многие предпочитают пользоваться теплыми
шалями.
25 Ф. Торнау.
Указ. соч., стр. 61. 26 С. Броневский. Указ. соч., стр. 325. 27 E. A. Martel. La cote d'Azure Russe
(Riviere du Caucase). Paris, 1963, стр. 99. 28 М. Селезнев. Руководство к познанию Кавказа, т. II. СПб.,
1847—1850, стр. 206.
из сборника "Народы Кавказа", изд-во АН СССР, Москва, 1962