Национальная одежда балкарцев имеет много общего с
одеждой других народов, живущих в соседстве с ними многие века (карачаевцев,
кабардинцев, осетин и др.). В дореволюционное время в мужском и женском
костюмах балкарцев сказывались не только возрастные, но и социальные различия. Таубии и кулаки шили одежду из дорогих, часто фабричных
тканей. Крестьянская одежда шилась преимущественно из домотканой шерстяной
материи или дешевой покупной ткани.
В комплекс мужской одежды входили: широкие штаны (кёнчек, шалбар), бешмет (къаптал), черкеска(чепкен),
баранья шуба (тон), бурка, овечья или каракулевая папаха, башлык,
летом войлочная шляпа. На ноги надевали обувь из сыромятной кожи (чабырла), часто с плетенной из ремешков подошвой,
предохраняющей при хождении по горам от скольжения, или чувяки и ноговицы, а
также зимние валяные кавказские сапоги — бурки.
Праздничный девичий костюм состоял из длинной туникообразной рубахи (кёлек) из
цветной, часто шелковой ткани, широких штанов (кёнчек),
спускающихся до щиколоток. Сверх рубахи надевали кафтанчик и платье (жыйрыкъ) с узким лифом, скроенным в талию, и широкой,
длинной юбкой со сплошным разрезом впереди. На груди делался вырез, через
который был виден кафтанчик, расшитый галуном и с серебряными застежками. Со
второй половины XIX в. вместо кафтанчика стали
носить нагрудник, также имевший серебряные украшения. Длинные шаровары были
заменены более короткими. Рукава платья могли быть длинные и узкие или же
короткие, доходящие до локтя. В последнем случае из-под рукавов платья выходили
широкие рукава цветной рубахи. Опоясывались широким поясом (белбау), кожаным с серебряными украшениями, а у богатых
— сплошь серебряным, массивным. Праздничные платья шились из шелка, у богатых
также из бархата, атласа и других дорогих тканей.
Парадный головной убор балкарской девушки аналогичен
кабардинскому высокому цилиндрическому головному убору. Он обшивался
серебряными галунами, а у богатых также серебряными украшениями. Сверх него
надевался шелковый платок. На ноги надевали сафьяновые чувяки, а со второй
половины XIX в.— туфли фабричного производства.
Повседневное платье девушек, а также платье замужних
женщин было того же покроя, что и праздничное девичье, но оно делалось более
коротким, без переднего разреза и имело узкие рукава. Такие платья шились из
одноцветных (у девушек и из пестрых) фабричных хлопчатобумажных тканей или домотканного сукна. На голову замужняя женщина надевала
косынку, а при выходе из дома большой шерстяной или шелковый платок. Старухи
носили платье такого же покроя, но из более темных тканей. Под платье надевали туникообразную длинную рубаху.
Пальто балкарки, как и другие горянки Кавказа, в
дореволюционное время не носили, но зимнее платье часто делалось на вате и с
подкладкой. Иногда надевали стеганные на вате легкие бешметы. Девочки с
7—10-летнего возраста и до замужества носили кожаный корсет.
Еще до революции, особенно в пореформенный период, к
балкарцам стали проникать элементы и целые комплексы городской одежды. В
советское время одежда городского типа, в том числе из разнообразных шерстяных
и шелковых тканей, получила повсеместное распространение. Однако такие виды
мужской национальной одежды, как черкеска, бешмет, бытуют еще сейчас
среди части людей старшего возраста, а также как праздничный и свадебный
костюм. Широко распространены бурки, овечьи шубы, папахи, башлыки, кавказские
пояса, ноговицы, кавказские сапоги. Из элементов женской национальной одежды
чаще всего встречаются различного рода головные платки, а среди старых женщин —
и традиционного покроя рубахи и платья.
из сборника "Народы Кавказа", изд-во АН СССР, Москва, 1962