Одежда народов Северного Кавказа, особенно мужская,
имеет очень много общих черт, сложившихся издавна в
результате сходства условий жизни и взаимовлияний. Это целиком относится и к
одежде карачаевцев. Отсылая читателей к главе «Кабардинцы и черкесы», где
подробно описаны и покрой и составные части подобной одежды, мы ограничимся
краткими замечаниями.
На голове мужчины носили папаху (тери бёрк), а в летнее время
войлочную шляпу с полями (кииз бёрк).
В дорогу брали башлык из местного или покупного сукна. Верхней дорожной
одеждой служила бурка(джамчы). Зимой, а на
кошах и летом по вечерам, носили тон — овчинные шубы (у стариков прямого
покроя, а у молодых отрезные у пояса).
В начале XX в. распространилась крытая
шуба типа поддевки со стоячим барашковым воротником. Пастухи-овчары носили
длинные войлочные куртки с капюшоном — гебенек,
защищавшие их от дождя и холода и не стеснявшие движений при ходьбе.
Табунщики пользовались в плохую погоду бурками.
Черкеска(чебкен) не
отличалась от кабардинской, так же как надевавшийся
под нее бешмет (къабдал). Бешмет служил
рабочей и домашней одеждой и шился из домотканого сукна или покупных тканей.
Под бешмет иногда надевали рубаху (кёлек).
Верхние суконные штаны (шалбар)
и нижние штаны (кёнчек) имели одинаковый покрой
(с ромбовидным клином между штанинами) и носились на вздержке. Старики носили
штаны и из овчины. Ноговицы (ышым) делались из
кожи или из сукна. Повседневная обувь (чабыр) делалась
из сыромятной телячьей кожи со швом на подошве, а иногда с ременной подошвой,
предохранявшей от скольжения. Надевали чабыр на босу
ногу, подкладывая специально высушенную траву. Парадная обувь (чарыкъ) шилась из сафьяна с мягкой подошвой и швами на
носке и заднике.
Мужской костюм дополнялся ременным поясом(белибау), часто с серебряным набором. На поясе носили
кинжал, кресало, брусок и т. п. Социальные различия в мужской одежде
карачаевцев выражались лишь в качестве ткани и отделке пояса и оружия.
В женской одежде, также близкой к одежде соседних
народов, имелись особенности, характерные (как и у кабардинцев) для феодальной,
а позднее кулацкой среды. К ним относились высокие бархатные шапочки,
украшенные золотым и серебряным шитьем (окъа бёрк), постепенно вытеснявшиеся заимствованной от
крымских татар низкой шапочкой с плоским верхом. Поверх шапочки повязывали
платок (джаулукъ). Девушки высших сословий до
первой брачной ночи носили корсет (кюбе тюб), а на ногах — деревянные подставки (агъач-аяк).
Обычный женский костюм состоял из платья (чебкен) с разрезом до подола, по покрою близкого к
черкеске, кафтанчика (кюбе тюб),
сходного с бешметом, надевавшегося под чебкен,
рубашки (кёлек) туникообразного
покроя и шаровар (кёнчек). Богатое праздничное
платье шилось из бархата или шелка и украшалось галунами, золотым шитьем или
накладными серебряными бляшками. Также украшался и кафтанчик, имевший на груди
серебряные застежки. Рубашка шилась из шелка. К праздничному костюму полагались
и длинные, украшенные вышивкой привески к рукавам — дженъ
уч, а косы обматывались полосой ткани (чач бау). Подпоясывалась женщина серебряным поясом (кямар).
Пожилые женщины, а также женщины из бедных семей
носили матерчатый пояс (беллик). В обычном
костюме все элементы одежды изготовляли из дешевых покупных тканей, а платье —
иногда и из домотканой шерстяной материи.
После рождения первого ребенка женщина меняла головной
убор. Шаль или шапочку с шалью, которые носили девушки и молодухи,
заменял черный платок, завязанный на темени особым узлом. Эта повязка
называлась чох. Поверх чоха
надевался платок, завязывавшийся различными способами в зависимости от
времени года и возраста женщины.
Зимой пожилые женщины носили стеганный на вате длинный
бешмет или шубу. Молодые
накидывали на плечи
шаль (палтон джаулукъ).
В советский период мужской национальный костюм
постепенно сменился одеждой городского типа. Наиболее стойко сохранился
головной убор (папаха, войлочная шляпа). Бешмет первоначально сменился рубашкой
со стоячим воротником и застежкой посередине груди. Но в настоящее время и эта
рубашка почти вытеснена кителем и пиджаком. Брюки галифе и навыпуск заменили
штаны местного покроя. Широко распространились пальто, куртки, сапоги и
ботинки, которые сначала носили с ноговицами.
Пожилые женщины в основном сохраняют традиционную
одежду, хотя разрез платья до подола встречается редко. Молодые женщины и
девушки носят городскую одежду, избегая только коротких рукавов и глубоких
вырезов. По праздникам иногда надевается национальный костюм или на обычном
платье носят серебряный пояс. Голову покрывают платком или шалью. Шляпы
встречаются редко.
из сборника "Народы Кавказа", изд-во АН СССР, Москва, 1962