Мужская традиционная одежда аварцев большим
разнообразием не отличалась. Она состояла в основном из длинной туникообразной рубахи, штанов с узкими штанинами на
вздержке, овчинной папахи, чувяк из сыромятной кожи (в Тляратинском
и Цумадинском районах была распространена вязаная
обувь). Верхней одеждой был бешмет (гужгат), похожий
по покрою на известную на Кавказе черкеску. Обязательный элемент мужской одежды
- кинжал. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги распространились во
второй половине XIX столетия и стали элементами парадной одежды и
признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили оружие и головки
газырей в серебряной оправе, часто с позолотой, украшенные слоновой костью,
гравировкой, чернью, пояс с набором серебряных пуговок, пластинок, подвесок.
Зимой повсеместно надевали шубы, войлочные сапоги на толстой войлочной же
подошве, шерстяные носки. Последние вязали в Аварии
повсеместно. Во время дождя на плечи накидывали бурку, ее носили с собой
чабаны и путники.
Женская одежда аварцев отличалась
большим разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности (Сергеева,
1971. С.
240). Одежда была по существу этническим признаком, различительным
элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду
шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из
какого общества или селения та или иная женщина. Женский костюм менялся с
переходом из одной возрастной группы в другую. Девушка надевала платье из
цветной ткани (желтой, зеленой), пояс (кушак) красный, около 3 м длиной. Женщины старшего
возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов. В прошлом
имелась рубаха без грудного выреза и штаны, связанные из темных шерстяных ниток
без швов. Иногда рубаха и штаны вязались вместе и получалось
нечто похожее на комбинезон. Подобную одежду шили и из подстриженной овчины
шерстью вовнутрь.
Головной убор имел многочисленные варианты,
создаваемые чухтой (чепец или капюшон с мешком для
волос) и способом ношения покрывала. Покрывало носили так, чтобы видна была
налобная часть чухты, сшитая из парчи, шелка и
украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, ажурными бляшками, кольцами.
Традиция украшения чухты уходит в глубокую древность.
В Бежтинском могильнике, относящемся к VIII-X вв. н.э., удалось
обнаружить головной убор, скомбинированный из кожи и ткани, сплошь покрытый
бронзовыми украшениями, а также многочисленными бусами. Особое внимание уделяли
височным украшениям. В обществе Карах к комбинированной из кожи и ткани чухте на висках прикреплялись серебряные кольца или крупные
монеты. Нарядную чухту
украшали еще толстой цепью, идущей вдоль лба от виска до виска. В гидатлинском обществе на уровне висков пришивали
филигранные круглые бляхи диаметром 8-10 см, в келебском -
бляхи из концентрических кругов, в андалалском (Ругуджа, Чох) - вся налобная и височная часть были покрыты
вышивкой, аппликацией, с концов свисали подвески в виде колокольчиков. По
представлениям людей, кольца и бляхи служили не только украшением, но и
оберегом. Наряду с многочисленными и разнообразными украшениями для головного
убора женщины с нарядной одеждой надевали кольца, серьги, браслеты, пояса,
нагрудники из монет, подвески. Украшения эти стоили дорого, камни привозились
издалека, их покупали, но лучшие по художественному оформлению образцы
изготавливались местными ювелирами на заказ.
Обувь аварцев отличалась довольно большим
разнообразием - кожаная из одного или нескольких кусков, на подошве или без
нее, войлочная, вязаная. Особое место занимает вязаная обувь,
распространенная в высокогорных районах, отличающаяся высокими художественными
достоинствами: цветовой гаммой, орнаментом, аппликациями из серебра, формой (Сергеева,
1984. С. 126, 138).
Основным материалом для изготовления одежды в далеком
прошлом служили шкура, кожа, шерсть, получаемые от животноводства. Для
изготовления тканей аварцы выращивали и коноплю. Известными центрами сукноделия
были селения Согратль, Ругельда,
Амуши. Выделкой овчины и кожи занимались повсеместно,
но славились этим ремеслом селения Салта, Корода, Гонода. Материалы
домашнего производства не удовлетворяли потребности и поэтому стали
пользоваться привозными тканями. В XIX в. привозили дешевые бязь,
ситец, сатин и дорогие шелк, парчу, атлас, бархат.
В конце XIX - начале XX в. мужская одежда постепенно
меняется: начали носить белье, появилась фабричная одежда, получили
распространение гимнастерка и галифе, которые вышли из моды в послевоенные годы
и в конце 1950-х годов были заменены современной одеждой. Сейчас полутрадиционную мужскую одежду (шубы, папахи, вязаные
сапоги и носки, галифе и гимнастерка, хромовые сапоги) носят пожилые люди.
Замена традиционной женской одежды современной фабричной также происходила
постепенно. Сегодня отдельные элементы ее (чухта,
платье-рубаха, платье на кокетке, длинные штаны, вязаные носки и сапоги,
чувяки, шуба, платок) встречаются лишь в костюме старшего поколения. С уходом
традиционной одежды исчезают и украшения. Спрос на них в последнее время
возрос, но для их возрождения мало что делается. Великолепие этих украшений
сегодня можно увидеть на концертных костюмах участниц фольклорных ансамблей.