В XIX - начале ХХ в. в среде русских Дагестана больше
всего сохранились элементы традиционной крестьянской одежды различных губерний
России. Наиболее распространенной женской одеждой являлись сарафан и понева.
Вместе с ними носился часто шугай - женская короткая одежда со сборками сзади,
из шелка, парчи, реже - бархата, обязательно на подкладке. Сарафаны и поневы
были в основном однотипны, но могли шиться из разного материала: из тонкого
сукна, ситца, сатина, бязи и др. Во второй половине XIX в. они повсеместно
начали вытесняться юбками и кофтами самых различных модификаций: из домотканых
и фабричных дешевых и дорогих, местных и привозных тканей; юбки ниже колен,
юбки до пят, с клиньями, вставками и без них и др.; кофты с большим вырезом, на
пуговицах, с малым вырезом, без выреза, с вышивкой и без нее, с узкими и
широкими рукавами и пр.
Мужская одежда состояла из штанов, рубахи, кожаной
обуви (очень редко - лаптей), верхней плечевой одежды, шапки. Штаны носились
неширокие, с двумя ромбовидными вставками между штанинами, без карманов и
ширинки, на вздержке. Носились и другого вида штаны - с трапециевидной
вставкой, на поясе, с пуговицами. Штаны с широким шагом, шаровары, или чаги,
вдвое шире обычных, со вставкой из четырех трапециевидных клиньев между
размахом штанин (в комбинации - шестиугольник), носились иногда среди
казачества, изредка - в среде крестьян. Туникообразные рубахи, с длинными
рукавами без манжет, длиной ниже колен, носимые навыпуск, постепенно к
началу-середине XIX в. повсеместно оказались заменены более короткими (выше
колен) рубахами с прямыми и косыми вставками и ромбовидными ластовицами, иногда
с рукавами на манжетах, с воротником-стойкой. Чаще всего это были косоворотки с
разрезом налево, реже - направо. С XIX в. верхней плечевой одеждой мужчинам
служили жилетки, к концу века - пиджаки. Наиболее распространенной обувью были
так называемые поршни, получившие название чувяков или постолов. Они
встречались двух разновидностей: из одного куска кожи, стянутого на подошве и
вокруг ступни с помощью кожаных ремешков или веревок (наиболее древний вид
славянской обуви) и из двух кусков со специально выкроенной и пришитой
головкой. Получила распространение и такая обувь, как сапоги (выворотные,
вытяжные, "в гармошку") и коты, или обутки - твердые, грубые,
башмакообразные туфли на каблуках.
Из традиционной одежды русское население Дагестана
надолго сохранило женские головные уборы: различного фасона кички и кокошники,
фатки-платки, свернутая особой повязкой вокруг головы фабричная ткань с
завязками спереди; повязку, представляющую собой кусок парчи, позумент,
повязываемый вокруг головы; перевязку - обшитый нарядной или вышитой тканью
обруч, который украшался бисером, иногда - жемчугом, и др.
Из прочих видов местной традиционной одежды русские
Дагестана носили бешметы (кафтаны с перехватом, отрезные по талии, с вшивными
клиньями, стеганные на вате), армяки (длинный, расширяющийся книзу халат с
большим отложным воротником), чекмени и чопаны (халатообразная одежда),
кафтаны, свиты, жупаны - двубортная одежда с цельной спинкой, иногда с
перехватом и др.
С развитием процесса втягивания отдельных губерний и
областей России в общероссийский рынок традиционная русская одежда все больше
нивелируется. Со второй половины XIX в. в общественной жизни России ведущее
положение занимает рабочий класс. С этого периода процесс проникновения в
крестьянскую среду и закрепления в быту элементов одежды рабочих все больше и
больше увеличивается. Брюки, жилетки, заправленные в брюки узкие рубахи,
подпоясывание рубахи поясом, фуражка, обувь типа ботинок, сапоги и т.д. - все
это проникает к русским Дагестана.
Современный костюм русских Дагестана (мужской и
женский) ничем не отличается от одежды народов других регионов России.