У всех горцев, принадлежащих к разным племенам, одежда
сходная с большими или меньшими изменениями. Они носят широкие (просторные)
штаны из полотна или сукна и сюртук или кафтан, которые выполняют также роль
рубашки, их длина доходит до колен, поверх этого надевают черкеску — одежду
того же покроя из сукна серого, желтого или коричневого цвета. Богатые носят
рубашки из белого полотна или из легкой красной тафты, с пуговицами на груди,
на грузинский манер; на рубашку они надевают шелковый бешмет, или, по-тюркски,
архалук, обычно с вышивкой, а поверх этого — черкеску. Черкеска — это нечто
вроде широкого верхнего платья, коротко называемого по-татарски «чекмень»,
который едва доходит до колен, они его плотно застегивают ниже талии; на груди
с каждой стороны расположены маленькие карманы из кожи или сафьяна, иногда
отделанные вышивкой и разделенные на несколько отделений, чтобы класть туда
патроны в деревянных или костяных трубочках, или же из слоновой кости. Они
носят цельные (из одного куска) шерстяные чулки, которые укрепляют ниже колен
широкими подвязками из войлока или кожи, башмаки из кожи или сафьяна, очень
закрытые, без подошв, а когда они отправляются в путь — узкие сапоги*.
Осетины и другие племена носят обувь из козьей кожи
или замши. Зимой они набивают ее (т. е. обувь) мелким сеном и перевязывают
стопу ремнями, благодаря чему они могут легко взобраться на самую крутую гору,
ничуть не рискуя, могут перепрыгивать с одной скалы на другую; зимой они также
надевают своеобразные сабо (деревянные башмаки), они очень широкие и не
позволяют им увязнуть в снегу.
На голове они носят маленькую шапку, подбитую ватой,
иногда вышитую, которая по форме напоминает половинку дыни с бортом из овчины с
коротковорсной шерстью у черкесов и очень длинноворсной — у осетин, кистов и
лезгин.
В пути или летом в плохую погоду они закутываются в
войлочный кавказский плащ без рукавов, который русские называют «бурка», а
голову покрывают суконным капюшоном, именуемым по-татарски «башлык». Кавказцы
бреют головы, наподобие турок, и носят усы и бороду.
В целом одежда горцев шьется из легкого и довольно
грубого сукна, которое их женщины изготовляют в домашних условиях.
Горцы пользуются длинным ружьем с албанским прикладом,
которое они носят через плечо в шерстяном чехле или завернутым в барсучью
шкуру; пользуются они и саблей с рукоятью из серебра, слоновой кости или
простой кости, без эфеса, снабженной, как нож, ножнами, которые, украшенные
галунами, сделаны из нескольких кусков разноцветного сафьяна — у богачей, и с
медными ножнами — у простого люда. Эту саблю (шашку) также носят через плечо на
ремнях, имеющих серебряные украшения.
К узкому ремню на поясе они прикрепляют кинжал, нож,
огниво, маленький кожаный мешочек с пулями, другой мешочек — с кремнями и
другой мелочью, коробочку с салом или маслом, чтобы чистить оружие; маленький
рог с мелким порохом они вешают на веревке себе на шею и бережно хранят в
кармане, пришитом на груди ниже кармана для патронов. Они содержат оружие очень
чистым, даже если не пользуются им, так как, постоянно чистя и натирая его
костным мозгом, они тем самым предохраняют его от ржавчины.
Они носят также две палки, связанные вместе ремнем,
чтобы ставить на них ружье, когда они собираются стрелять. Шомпол их ружья — из
твердой древесины с железным наконечником — они заворачивают в тряпицу, которой
чистят свое ружье после каждого выстрела. Они точно рассчитывают заряд в
соответствии с качеством пороха, сыплют его (т. е. порох) не заворачивая; порох
прижимается в ружье пулей, соответствующей диаметру ствола, в котором пулю
удерживают два выступа, пересекающихся снаружи.
Жители Кавказа никогда не снимают кинжал и носят его
даже у себя дома. Кинжал — излюбленное оружие этих народов. Из оружия эти народы
охотнее всего употребляют именно кинжал. Обычно он (т. е. кинжал) имеет чуть
больше фута в длину и около двух дюймов в ширину у основания, с обоюдоострым
очень тонким клинком, с обеих сторон, ближе к середине, в нем вырезано по
довольно глубокому желобку; два противолежащих желобка расположены не на одной
и той же линии.
Впрочем, черкесские кинжалы обычно уже и короче, чем
лезгинские. Также иногда горцы носят пистолет, помещая его за поясом на спине.
Черкесы, кабардинцы, так же как и богатые лезгины, носят кроме ружья и
пистолета кольчугу, небольшой шлем, железные наладонники и нарукавные повязки.
Когда они выезжают верхом на торжества или в гости, то князья берут также свой
лук и колчан со стрелами. Их кольчуги обычно очень дорогие; и говорят, что среди
них есть настолько искусно сделанные, что для испытания их ладят на теленка и
стреляют по нему из пистолета, заряженного пулями, в результате чего животное
испытывает лишь небольшой толчок. Во время военных действий они надевают под
эту кольчугу ватную одежду, благодаря упругости которой пули отскакивают еще
лучше. Самые лучшие кольчуги делают в Кубачах, что в Дагестане, но есть мнение,
что очень хорошие кольчуги делают также и в Абхазии, что на Черном море. Горцы
изготовляют оружие сами, а кубачинские оружейники — наиболее известны. Так как
кремень встречается у них в горах редко, они покупают его у русских. А порох
большинство горцев делает собственноручно.
Седло у горцев маленькое и узкое, но очень удобное,
когда к нему привыкаешь; оно сделано так, чтобы никогда не причинять боль
лошади, ибо оно не касается ни ее позвоночника, ни загривка (холки).
Поверх деревянного седла кладут несколько круглых
кожаных подушек с галунами; стремена у них плоские и узкие, а употребление шпор
им совершенно неведомо.
Горцы заменяют шпоры коротким хлыстом, который
представляет собой тонкую палку, к концу которой подвешены один или два очень
жестких шнура, сплетенных из кожи.
* Черкесы и чеченцы никогда их не носят, когда же они
отправляются в путь, то, так же как и лезгины, надевают поверх широких штанов
своего рода гетры или чулки из грубого сукна, которые доходят выше колен и
которые русские называют «ноговицы».
Иоганн Бларамберг Историческое, топографическое, статистическое,
этнографическое и военное описание Кавказа / Перевод с французского,
предисловие и комментарии И.М. Назаровой. — Москва: Изд. Надыршин, 2010.