Более стойко традиционные
особенности материальной культуры сельского русского населения проявляются в
костюме. Во многих семьях до сегодняшнего дня сохраняется традиционный женский
костюм. В крестьянской одежде русских переселенцев в Бессарабии прослеживаются
как общерусские черты, так и особенности, характерные в прошлом для южно- и
среднерусских губерний. Однако в отдельных деталях одежды (верхняя одежда,
обувь, головные уборы) имеются черты сходства с одеждой соседних народов
Молдавии. В русских поселениях ткачеством занимались меньше, чем в окружавших
их молдавских и украинских селах, поэтому уже в конце XIX в. носили одежду, сшитую из
покупных фабричных материалов. Лишь на юге, в селах Троицкое
и Семеновка до сих пор ткут ковры и дорожки, а также полотно.
В русских селах Бессарабии
бытовал комплекс женской одежды с сарафаном, который
первоначально был характерен для северных и центральных губерний России, а
затем распространился на южнорусские губернии. Основу его составляли рубаха с
прямыми плечевыми вставками (поликами), пришитыми по
утку, прямым разрезом ворота, длинными широкими рукавами,
собранными у кисти на манжете, и прямой сарафан на лямках, сшитый из
нескольких полотнищ. Сарафан называли «шубкой» (термин, бытовавший в средне- и
южнорусских губерниях). В селе Кунича в качестве
смертной одежды старообрядок зафиксирован глухой косоклинный
сарафан — наиболее древний вид женской одежды. Встречались и другие типы
сарафанов — сарафан с лифом («платье») и др. Поверх прямого сарафана с лямками
обычно надевали длинный фартук «запон». Головным
убором служили платок и надеваемая под него мягкая ситцевая овальная шапочка (у
старообрядцев «кичка»). По колориту костюм напоминал женскую одежду юга России.
Сарафаны, кофты шили из шерсти, шелка, ситца ярких расцветок. По подолу их
украшали полосками яркой ткани, лентами, кружевами. Платки также имели яркую расцветку.
Мужской костюм русского
населения Бессарабии сохранился хуже. Уже со второй половины XIX в.
он подвергся значительным изменениям под влиянием
городской одежды. Для шитья рубах использовали покупные ткани фабричного
производства. Информаторы помнят рубахи-косоворотки (рубаха на кокетке с
разрезом ворота на левой стороне груди, покрой ее мог развиться из туникообразной рубахи). Штаны имели городской крой. Л. Н. Чижикова подметила имевшие в прошлом место
украинско-русские взаимовлияния в области народной одежды. В русской части
поселка Слободзея помнят о широких штанах типа
украинских шаровар, видимо, появившихся под влиянием соседей-украинцев. Русские
обычно носили рубаху поверх штанов, подпоясывая ее сплетенными
из разноцветных нитей поясами.
Ряд сходных черт
прослеживался также в верхней одежде. Головными
уборами мужчин в различное время года служили суконные и соломенные шляпы,
фуражки, картузы. В холодное время одевали шапку
конической формы из смушек типа молдавской «кушмэ». В
качестве обуви использовали постолы наподобие молдавских «опинчь»,
хотя носили их реже, чем молдаване. Чаще пользовались городского покроя
сапогами.
В свою очередь и молдавская
народная одежда заимствовала некоторые элементы русского национального костюма.
В. С. Зеленчук пишет, что народная одежда, несмотря на свою эволюцию, тесно
связанную с развитием производительных сил, типом хозяйства,
природно-климатическими условиями, историческими традициями, отличается
устойчивостью. Однако, развиваясь, она может заимствовать отдельные элементы
одежды соседних народов, отражая тем самым процессы межэтнических взаимосвязей.
Так, на развитие молдавской народной одежды повлияли турецкое господство,
появление в Бессарабии в конце XVIII — начале XIX в.
болгар и гагаузов, а также контакты с украинским и русским населением.
По характеру кроя одним из
типов мужской рубахи в молдавском национальном костюме
является туникообразная рубаха. Этот тип издавна был распространен
у многих народов Европы, в том числе у славян и фракийцев. Разновидностью его
была рубаха-косоворотка, получившая некоторое распространение у молдавского
населения под влиянием русских и украинцев. Косоворотка русского типа с
разрезом ворота на левой стороне зафиксирована в ряде молдавских сел Дондюшанского, Оргеевского, Вулканештского и Рыбницкого
районов. Распространение косовороток, получивших наименование «кэмашэ русяскэ», совпало с
появлением в Бессарабии русских переселенцев. Другим типом мужской
рубахи, также заимствованной у русского населения, была рубаха с плечевыми
вставками, пришитыми по утку. Она была распространена в молдавских селах южного Попрутья и некоторых
центральных и северных уездах. Рубаха с поликами в
свою очередь также могла иметь разрез с левой стороны. Свои рубахи-косоворотки
молдаване богато украшали орнаментом. В начале XX в. в
ряде сел Поднестровья среди молдавского населения
получил распространение русского типа картуз.
Некоторое влияние русского
женского костюма испытал на себе и традиционный костюм молдаванок. Наряду с
рубахами туникообразного покроя, рубахами с
цельнокроеным рукавом и рубахой на кокетке в XIX в. появилась рубаха с
плечевыми вставками. В начале XX в. в
некоторых селах нынешних Каушанского и Оргеевского районов молдаванки носили сарафан прямого
покроя на лямках.
Аналогичные процессы
заимствований в народной культуре происходили и на территории Украины, где, как
и в Бессарабии совместно проживали представители различных этносов.
Черты сходства с костюмом
украинцев приобрела одежда, в особенности мужской костюм.
Текст из книги Табак И.В. «Русское
население Молдавии. Численность, расселение,
межэтнические связи», Кишинев, «Штиинца», 1990