Народная вышивка центральных районов России счетными швами
В ярко-красных или многоцветных вышивках московских,
калининских, ярославских и костромских мастериц, которые были выполнены
счетными швами, практически встречаются все общераспространенные швы — роспись,
счетная гладь, набор, косая стежка, белая строчка, цветная перевить, вырезы и
мережки. В равной же степени применялись здесь как геометрические, так и
растительные мотивы, куда вплетались изображения птиц, зверей и человека.
Ни с чем не сравнимой была в центральных районах
России вышивка швом роспись. От красной графически четкой она перешла здесь к
многоцветной, сочной, живописной, с особой мелкоузорчатой фактурой. Особенно
этим славились вышивки с геометрическим и растительным орнаментом из Калининской
области. Они выполнены тонким шелком или шерстью малинового и
красно-терракотового цвета с добавлением зеленых, светло-оливковых, золотистых,
алых и бирюзовых тонов.
Традиции народной вышивки счетными верхошвами
развиваются в настоящее время на московской строчевышивальной фабрике
«Художественная вышивка», где узор выполняется вручную, на универсальной машине
22А кл. и на полуавтоматах объединения «Текстима» (ГДР) и ЦАНГС (ФРГ).
Белая строчка. Белую
строчку в Московской, Костромской, Владимирской и Калининской областях
выполняли теми же приемами, что и у мастериц юга и севера страны, но были в ней
и своеобразные черты. Она отличалась разнообразием фактурных разделок. Наряду с
общепринятой штопкой, настилом, паучком, воздушной петлей применялись другие,
где плотные формы в виде прямоугольника, ромба, кольца или горошины окружены
были легким узором из сплетения тонких нитей. Рядом с мелкими дробными
фактурными разделками применялись и крупные. Основное место занимала четырех-, или
восьмилепестковая розетка в виде ромашки, иногда украшенная еще и россыпью
мелких узелков, напоминающих вышивку жемчугом.
У владимирских и ярославских мастериц преобладали
сложные строчевые разделки, состоящие из серии мелких кружков и крестообразных
форм, которые рельефно выступали среди плоской штопки и легкой паутинки
воздушных петель. Сквозные вышивки, выполненные народными мастерицами
центральных областей в технике белая строчка, имели еще одну отличительную
черту. Белый фактурный орнамент, четко выступающий на прозрачной сетке, часто
имел здесь рельефную обводку из цветного хлопка, шелка или шерсти. Она была
разной по цвету — красная или зеленая в Калужской области, двойная красная с
синей или изумрудно-зеленая с охристо-зеленой — в Московской, яркая розовая,
голубая или золотистая — в Костромской и Ярославской.
Введение ярких тонов, горящих на белом прозрачном
фоне, изменяло образный строй вышитого узора. Из сдержанно торжественного он
превращался в игриво праздничный, ассоциирующийся с солнечными бликами жаркого
лета. Вышивка из Галического района Костромской области была иной. Она
отличалась тонким изысканным колоритом нежных пастельных оттенков, шелк не
только кружил здесь по замысловатым контурам мотивов, но и органично вкраплялся
в фактурные разделки, создавая богатую переливающуюся гамму холодных и теплых
тонов. Количество цвета увеличивалось за счет применения нескольких оттенков
одного и того же цвета. В наиболее нарядные вышивки вплетались золотые и
серебряные нитки, которые повышали декоративную выразительность узора. Введение
в белую строчку цвета было влиянием нарядной вышивки юга России, основой
которой являлся яркий жизнерадостный колорит.
В геометрических мотивах вышивки центральных областей
также заметна тесная связь с южнорусским искусством народных мастериц. Ромб
различных очертаний, дополненный треугольниками, звездами и другими
геометрическими фигурами, являлся здесь основой вышитого узора. Однако по
сравнению с югом заметно увеличение размеров мотивов и усложнение их очертаний.
Связь с северной вышивкой проявлялась в наличии композиций, включающих
изображение птицы-павы, коней, барсов, оленей, всадников и женских фигур,
которые были выполнены белой строчкой. Однако здесь чаще всего встречались не
отвлеченные изображения сказочных образов, наделенных глубоким смысловым
содержанием, связанным с древнейшей символикой, а бытовые сцены, отражающие
жизнь города и деревни. Особенно популярным было изображение жениха и невесты в
праздничных костюмах около узорчатых расписных теремов или в окружении цветов.
Традиции белой строчки с успехом развиваются на
строчевышивальных фабриках Ивановской области и в селе Бедном Калининской
области. У калининских мастериц белая строчка особенно ярко проявляется в
изделиях декоративного назначения — занавесах, скатертях, полотенцах художников
М. Гусевой, Л. Перетягиной, В. Михайловой и др.
Шире и богаче ассортимент современных изделий со
строчевой вышивкой на предприятиях Ивановской области. Здесь художники
оформляют белой строчкой скатерти, салфетки, дорожки, занавеси, пододеяльники,
наволочки и другие изделия.
Строчевышивальные фабрики Ивановской области
специализированы по выпуску определенного ассортимента изделий. Палехская и
Пучежская, основанные в 1923—29 гг., Шуйская, работающая с 1933 г., и
Ивановская, организованная в 1943 г., фабрики выпускают преимущественно женскую
и детскую одежду из льна с лавсаном и других легких светлых тканей. Мастерицы
этих фабрик в совершенстве владеют техникой ручной и машинной вышивки. Их
изделия отличаются красотой и разнообразием строчевой вышивки с геометрическим
орнаментом.
Наряду с простым заполнением ячеек в виде сплошного
настила и штопки здесь часто применяется легкая паутинка, копеечка и другие
ажурные швы. На Палехской строчевышивальной фабрике еще и кубанцы. Ажурные
просветы квадратов сочетаются здесь со счетной гладью в виде геометрических
фигур. Среди множества вариантов кубанцев чаще других применяется пуговка,
имеющая вид ступенчатого ромба, ажурные квадраты которого заполнены мелкими
кружочками.
Верхнеландеховская и Лужская строчевышивальные
фабрики, основанные в 1928—1929 гг., и Пестяковская, организованная в 1932 г.,
специализированы на выпуске столового и постельного белья с вышивкой белой
строчкой. Ажурная вышивка, выполняемая здесь по сетке средних размеров,
сопровождается широкими и узкими узорными мережками. Кроме мережек, применяются
еще и верхошвы, где преимущество отдается белой глади и тамбуру. Геометрический
узор этих вышивок отличается простотой и лаконичностью форм. Однако эта
простота очертания мотивов компенсируется богатством разделок, которые
превращают вышивку в узор, напоминающий тончайший игольный гипюр. Изделия
Ивановских строчевышивальных фабрик всегда славились безупречным техническим
выполнением вышивки и высокими художественными достоинствами общего решения декоративной
отделки каждого предмета. Художники и мастера, работающие на этих предприятиях,
творчески развивают и обогащают традиции местного народного искусства. Среди
них особо известны А. Ганушкина, М. Ежова, М. Вилкова, Л. Корытова и др.
Работам этих мастериц не раз присуждались высокие
награды на отечественных и зарубежных выставках.
Горьковские гипюры. Уникальная строчевая вышивка — горьковские гипюры — известна мастерицам
только в Горьковской области. Сложилась эта своеобразная техника вышивки во
второй половине XIX в. в бывшей Нижегородской
губернии, в период интенсивной работы народных мастериц на городского
покупателя.
Выполняется вышивка по сетке с большими ячейками,
размером до одного сантиметра. Узорные разделки на такой сетке отличались от
обычной дополнением штопки, настила, воздушной петли, длинными стежками,
образующими выпуклый, высоко поднимающийся над фоном рельеф. Такая строчка
получила местное название — гипюр. Длинные стежки узорных разделок могли
располагаться в пределах одной — трех ячеек сетки. Цепляясь за перекрестья
столбиков, они образовывали нежные прозрачные или пухлые удлиненные формы. Их
рельефность зависела от числа стежков, положенных на одно место, и толщины
ниток, которые могли быть обычными катушечными или мягкими, типа мулине в шесть
сложений, образующих пасму. Из этих прозрачных и выпуклых форм мастерицы
создавали бесчисленное количество различных мотивов. Наиболее известными из них
являются бабурка — в виде прозрачной многолепестковой ромашки, выполненной в
одну нитку, минутка — прозрачный цветок с четырьмя лепестками, пушистые восьми-
и шестнадцатилепестковые ромашки, различного вида розетки и звезды. Рельефные
пушистые мотивы объединялись с плоской копеечкой в виде плотного кружочка или
ромба, кольчиком в виде плотного кольца с горошиной в центре, пирамидкой в виде
плотного треугольника и с другими мотивами.
Объединяя эти плотные плоские и рельефные мотивы,
мастерицы строили красивый ажурный орнамент, вписывая мелкие мотивы в
геометрические фигуры, где преобладали ромбы с округлыми углами.
Такие сборные мотивы у мастериц носили единое название
— цветок. Цветки располагали рядами, в шахматном порядке или собирали группами,
образуя крупные ромбовидные формы, собранные из нескольких отдельных элементов.
Оставшиеся ячейки сетки между основными
орнаментальными формами заполняли легчайшими, как дымки, разделками,
называемыми — воздушная петля и паутинка. Их выполняли одной тонкой ниткой. Для
контрастного выделения узора мотивы окружали цепочкой незаполненных ячеек. Это
придавало вышивке необходимую четкость и вместе с тем усиливало впечатление
легкости ажурного узора, как бы сотканного из сказочных невесомых кристаллов.
Традиции этой великолепной сквозной вышивки бережно
хранятся и творчески развиваются на двух строчевышивальных фабриках,
расположенных в Горьковской области.
Городецкая строчевышивальная фабрика, организованная в
1923 г., специализирована по выпуску женской одежды. Самые нарядные блузки,
платья и костюмы украшаются здесь красивым ажуром горьковских гипюров с
рельефными пушистыми узорами. Они пользуются неизменным спросом у покупателей.
Чкаловская строчевышивальная фабрика, основанная в 1924 г., с такой нарядной
декоративной вышивкой выпускает столовое и постельное белье. На фабрике в
равной степени применяют геометрические и растительные мотивы. В настоящее
время процесс вышивки на этих фабриках частично механизирован. Машиной 22 кл.
производится обвив сетки и края строчевых мотивов. Узорные же разделки
выполняют вручную или тоже на машине 22 А кл. По своеобразию витиеватого
орнамента и красоте фактуры горьковские гипюры не имеют себе равных среди
многочисленных приемов современной вышивки.
Изделия Чкаловской и Городецкой строчевышивальных
фабрик не раз получали высокие награды на отечественных и международных
выставках. Здесь работают талантливые художники А. Богачева, Г. Максимова, А.
Грачева, Д. Белова, в совершенстве владеющие техникой этой необычной вышивки и
тонко чувствующие ее декоративные возможности, как это хорошо видно по их
работам.
Ручная и машинная вышивка: Учебное пособие для
профтехучилищ / Н.Т. Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина.
Москва, «Легкая индустрия», 1980