На юге России, куда
входили Курская, Орловская, Тамбовская, Пензенская и Воронежская области,
основным для народной вышивки XVIII— XIX
веков являлся многоцветный орнамент геометрического характера. Также по стилю к
таким вышивкам примыкают вышивки Тульской, Рязанской, Калужской и Смоленской
областей. Здесь, как и на севере, повсеместно были известны счетные и свободные
швы. Из швов, не связанных со структурой ткани, здесь чаще всего встречается
тамбур.
Однако линейные вышивки
в южнорусских областях не получили яркого самобытного решения, как в
Вологодской, Новгородской и Архангельской областях. Предпочтение отдавалось
счетной глади, косой стежке и цветной перевити, которые давали возможность
получать яркий многоцветный узор, соответствующий декоративной отделке
красочной южнорусской народной одежды и предметам убранства интерьеров.
Технические приемы
исполнения вышивки имели здесь свою основную территорию распространения, свой
стиль и характер узора.
Счетные верхошвы, куда относится счетная
прямая гладь, набор, роспись, косая стежка, крест и косичка, являлись основными
для народной вышивки Воронежской, Тамбовской и Рязанской областей. Их хорошо
знали, но меньше применяли, мастерицы Тульской, Калужской, Орловской и
Смоленской областей. Эти швы, выполненные по счету нитей ткани, обусловливали
орнамент геометрического характера со строго линейными очертаниями форм.
Круг мотивов
геометрического характера на юге, как и на севере, был весьма разнообразен —
квадраты и прямоугольники органично сочетались с розетками, звездами и
крестообразными фигурами. Но ромбу и здесь мастерицы отдавали предпочтение. Он
был гладким, а также со ступенчатыми и гребенчатыми выступами. Отростки по
углам могли быть простыми и с различными ответвлениями. Такие ромбы получали и
соответствующие названия — репей, репей с печатью, ромб кудреватый и др.
Композиционный строй геометрического орнамента в народной вышивке этих районов
имел самые разные решения при однотипности расположения мотивов, которые
следовали друг за другом в ряд или составляли сложный многоярусный узор. В
счетной глади и других верхошвах, выполняемых мелкими стежками, соразмерными
структуре ткани, преобладало три направления. Основным являлось равномерное
течение узора, где одинаковые по размерам просветы фона и детали узора
образовывали взаимозаменяемый узор с тонко найденными переливами цвета. Такое
построение орнамента не выделило отдельных форм. Декоративная выразительность
узора строилась на четком, продуманном ритме строго линейных фигур и на сложном
чередовании цвета. Здесь в равной степени встречаются как красно-белые, так и
многоцветные вышивки, где красные, зеленые, желтые, голубые, черные и малиновые
тона органично объединяются в звучную колористическую гамму
Выделяются в этой группе
торжественные черно-белые вышивки шерстью на воронежских рубахах и передниках.
На них, кроме ромбического орнамента, нередко изображали строго линейные
геометризованные ряды деревьев с поднятыми вверх диагональными ветвями. По
красоте узора, четкости форм воронежские вышивки черной шерстью не имеют себе
равных.
Тамбовские и рязанские
вышивки, выполненные шелком, чаще были многоцветными. Здесь преобладал мягкий
цвет, имеющий терракотово-красный или светло-коричневый оттенок. Основной
теплый тон в узоре дополняли шелковыми нитками пастельных цветов — кобальтовым,
охристо-зеленым, розовым и др.
Многоцветная счетная
гладь и крест обычно
имели здесь тонкий черный или темно-коричневый контур росписи, который четко
выделял нежные пастельные тона шелка на белом фоне холста, придавая узору свою,
ни с чем не сравнимую декоративную выразительность. Стежки счетной глади,
плотно уложенные друг к другу, в определенной группе мотивов располагали в разные
стороны — по вертикали, горизонтали или диагонали, нередко сочетая их с еще
более мелкими звездочками. Все это создавало богатейшую светотеневую и цветовую
игру вышитого узора.
Кроме геометрических
мотивов, тамбовские мастерицы широко применяли и сильно геометризованные
растительные формы орнамента, где цветы превращены в розетки, а листья
представлены удлиненными прямоугольными зубцами. Они составляют небольшие
цветущие кусты или гирлянды, где волнистый стебель был превращен в бесконечно
тянущуюся зигзагообразную линию.
Помимо фризовой
композиции, на Тамбовщине встречается композиция центричная, вписанная в
квадрат и построенная по двум осям симметрии. Эти оси должны быть строго
перпендикулярны.
Вышивки крестом
преобладали в Рязанской, Орловской и Тамбовской областях. Они были красными,
черными или многоцветными.
Традиции счетных
верхошвов русской народной вышивки бережно сохраняют и развивают творческие
коллективы Орловской строчевышивальной фабрики, объединений «Труженица» и
«Рязанские узоры» Рязанской области. На михайловском объединении «Труженица»
вышивка крестом и гладью сочетается с традиционными цветными кружевами. Кроме
вышивок счетными швами по ненарушенной ткани, в южных районах страны широко
была распространена цветная перевить.
Основным орнаментом
по-прежнему оставался геометрический с преобладанием ромбов, квадратов,
треугольников и розеток. Однако в цветной перевити, кроме геометрических
мотивов, широко были распространены и изобразительные, особенно в Тульской и
Калужской областях. На ярко-красном фоне здесь разворачивались удивительные по
красоте сказочные сцены. То среди белоснежных кустов, деревьев или вазонов с
цветами, горящих искорками ярких вставок, размещались птицы в пышном оперении,
забавные женские фигуры в широких юбках, которые местные жители называли
куколками, всадники на горделивых конях или царственные барсы с поднятой вверх
передней лапой и закругленными на спину длинными хвостами. Как и на севере,
этот своеобразный мир поэтических образов, связанный в прошлом с религиозными
представлениями славян, был переосмыслен. Новая символическая значимость
образов народной вышивки XVIII — XIX
веков более точно определяла стремление сельских жителей к благополучной жизни.
Особенно это видно в символическом пожелании в вышивке богатства, верности и
любви вновь создаваемой семье.
Традиции русской
народной цветной перевити, так же как и других приемов вышивки, развиваются в
настоящее время на строчевышивальных фабриках, расположенных в Рязанской и
Калужской областях.
На рязанском объединении
имени Н. Крупской, основанном в 1924 г., уделяют большое внимание выпуску
нарядной одежды из льна, льна с лавсаном и других светлых современных тканей с
яркой красочной вышивкой, где цветная перевить сочетается со счетной гладью,
росписью, косой стежкой и другими верхошвами. Узоры на изделиях этой фабрики
отличаются пропорциональностью, цельностью декора, красотой орнаментальных
мотивов. Не менее красочными на этом предприятии являются и изделия
декоративного назначения, а также изделия, предназначенные для подарков или
демонстрирующиеся на отечественных и зарубежных выставках.
Не менее известны
вышитые изделия, выпускаемые тарусской фабрикой художественной вышивки, которая
была основана в г. Тарусе Калужской области в 1924 г. Здесь, как и на двух
других фабриках этой области, бережно сохраняются традиции местной народной
вышивки. Нарядную женскую и детскую одежду, декоративные изделия,
предназначенные для убранства интерьера, украшают яркой цветной перевитью в
ручном и машинном исполнении.
Большая роль в развитии
искусства вышивки на тарусской фабрике принадлежит старейшему художнику М. Н.
Гумилевской. За свою плодотворную деятельность она удостоена высокого звания —
заслуженный деятель искусства РСФСР. В работах художницы своеобразно
раскрывается красота старинных узоров. Кроме традиционных, она использует и
новые мотивы, которые органично входят в привычный узор. К наиболее известным
ее работам относится полотенце «Кремль», скатерть «Павлины», занавес «Пряники»
и др. Изделия тарусских вышивальщиц не раз получали награды на отечественных и
зарубежных выставках.
К южнорусской народной
вышивке относится еще и уникальная техника — орловский спис. Она была известна
ранее мастерицам многих районов, но чаще всего встречалась в Орловской области.
Эта вышивка всегда
отличалась необыкновенной сочностью и насыщенностью цветов. Орнамент ее состоит
из причудливых пышных цветов и удлиненных изрезанных листьев на гибких стеблях,
очерченных подвижным тамбуром или стебельчатым швом. Каждая деталь орнамента
заполнена здесь мельчайшими узорными разделками — бранками. Эти бранки,
выполненные наоборот, образуют четко повторяющиеся геометрические формы,
построенные на основе ромба или квадрата. Разнообразие их безгранично.
Сочетание в одном узоре создает богатейшую фактуру то со сгущающимся красным
цветом, то с большими просветами белого холста. Иногда в красный цвет бранок
вводили синий, который разнообразил гамму узора, повышал его выразительность.
Традиции народной
вышивки орловским списом развиваются в настоящее время на объединении «Восход»,
основанном в 1922 г. в г. Орле. Здесь выпускают женскую и детскую одежду с
яркой вышивкой в ручном и машинном исполнении. Основные технические приемы —
гладь, тамбур, другие верхошвы, выполняемые цветными нитками. Не забыт здесь и
своеобразный спис, растительные мотивы которого украшают наиболее нарядные
подарочные изделия.
Особенно эффектно такая
вышивка выглядит на летней женской одежде из светлых тканей. Красотой орнамента
отличаются изделия этого объединения, предназначенные для декоративного
убранства интерьеров — скатерти, полотенца, столешники и др.
Развитие местных
народных традиций творческими коллективами рязанских, орловских и калужских
фабрик не имеет границ. Традиции дают широкие возможности для создания
декоративного оформления современных изделий.
Ручная и машинная вышивка: Учебное пособие для
профтехучилищ / Н.Т. Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина.
Москва, «Легкая индустрия», 1980