Вышивка является одним из древнейших видов украшения
тканей. По стародавним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства
крестьянского жилища пламенели пышными узорами. Кружево, ткачество, нашивки из
гладких и фактурных тканей, лент, тесьмы и других материалов составляли на этих
предметах сложный, а зачастую и многоярусный узор. В декоративном же оформлении
праздничного костюма и предметов убранства крестьянской избы в торжественные
дни предпочтение отдавалось ручной вышивке. Распространение ручной вышивки в
прошлом объясняется следующими обстоятельствами. По идущим из глубины веков
заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и
заниматься украшением тканей все свое свободное время. Немаловажное значение
имело и то, что для выполнения вышивки требовались несложные приспособления, на
приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы
имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из растений, которые
собирали на полях и в лесах. Небольшие траты были только на приобретение игл,
недостающих красителей и, частично, ниток для вышивки. Все зависело от умения
женщин вышивать и знания местных особенностей красочного оформления праздничных
и будничных предметов быта. Искусно вышитый узор превращал любую, даже самую
немудреную ткань, в подлинное произведение искусства. Русские женщины с давних
времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с
помощью иглы и различных нитей. С детских лет они обучались этому сложному, но
увлекательному искусству. Жены и дочери обязаны были обеспечивать семью одеждой
и всеми необходимыми для домашнего обихода предметами из тканей. Начиналось это
с того, что девушка готовила сама себе приданое. В русских деревнях и селах
этот обычай сохранился еще и в начале XX века.
Крестьянская девушка приносила в дом будущего мужа приданое. По общепринятому
закону ко дню своего совершеннолетия — пятнадцати-шестнадцати годам — она
должна была иметь будничную и праздничную одежду для себя на все случаи жизни,
необходимое число столешников (скатертей), подзоров и полотенец, которые
применялись в быту или служили украшением дома в праздничные дни, десятки
метров холста для изготовления одежды мужу и детям в течение нескольких лет.
Кроме того, каждая девушка готовила специальные полотенца, которыми она
одаривала на свадьбе новую родню и всех почетных гостей. Таких подарочных
полотенец к моменту сватовства в запасе у невесты нередко было около ста штук.
Число и качество предметов, входивших в приданое, служило у односельчан мерилом
оценки умения работать. По ним определялся уровень владения женским ремеслом и
наличие художественного вкуса. Дело в том, что девушка в процессе приготовления
приданого сама выращивала лен, обрабатывала его после сбора, пряла нити, ткала
холст, шила необходимые предметы и сама их украшала.
Каждая крестьянская девушка, украшая праздничные
предметы приданого, не изменяла издавна установленные места расположения узора,
которые были обусловлены формой предмета или покроем одежды.
Так, на полотенцах и столешниках украшалось два конца,
на подзорах (спусках) орнамент часто заполнял всю поверхность или только нижний
край. Сложностью отличалось декоративное оформление нарядных женских рубах.
Здесь орнаментом украшали подол, рукав и грудной вырез. Количество узора и
яркость цвета зависели от назначения костюма и возраста женщины. Так, самой
нарядной была рубаха в костюме молодой, недавно вышедшей замуж женщины, которую
она имела право носить только до рождения первого ребенка. Такие праздничные
рубахи полыхали красным цветом и отличались сложным узором.
Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также
передник, а часто и подол сарафана или поневы (юбки из клетчатой или полосатой
домотканой шерстяной ткани, часто представлявшей собой несшитое полотнище).
Декоративное оформление женского праздничного костюма завершал роскошный
головной убор, который мог быть цветным, а чаще сиял золотным шитьем. Здесь
каждая деталь украшена сложным, многоцветным узором, дополненным золотыми
нитями, блестками и бисером.
С рождением же каждого ребенка количество узора и
цвета в костюме молодой женщины уменьшалось, головной убор становился скромнее
и проще по применяемым материалам. У пожилых же в узоре почти исчезал красный
цвет и блестящие украшения.
В приданое невесты входили также рубахи,
предназначенные для церковных и трудовых праздников. Специально готовилась
одежда для свадьбы. У богатых в приданом насчитывалось не менее пятидесяти
рубах и больше всего с вышивкой.
В течение нескольких столетий у русского народа
выработались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и
его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки
своей местности, постоянно обогащая и развивая их.
После Великой Октябрьской социалистической революции
мастерицы, владеющие искусством создания узора на ткани с помощью иглы и ниток,
объединялись в артели, которые впоследствии переросли в специализированные
фабрики. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 50 таких
предприятий.
Специализированные фабрики выпускают широкий
ассортимент изделий бытового назначения с красочным декоративным оформлением.
Основой является работа над повседневной и нарядной одеждой — женской, мужской,
детской. К ней относятся платья из шерсти, льна или лавсана, блузки из шелковых
и хлопчатобумажных тканей, жилеты, фартуки и другие детали костюма.
Много уделяется внимания столовому и постельному белью;
предметам декоративного назначения, предназначенным для убранства интерьера, а
также сувенирам — памятным подаркам, которые с удовольствием увозят с собой
туристы из разных стран.
Художники и мастера, работающие на предприятиях, не
отступают от традиций, развивают особенности своих приемов выполнения вышивки,
расширяют круг мотивов, колорит и композиционный строй орнамента не утрачивая
былого очарования декоративного оформления крестьянского костюма и предметов
быта. Они были выработаны постепенно, в течение целого ряда столетий многими
поколениями местных мастериц и являлись привычными для сельских жителей
определенного района. Однако, несмотря на очевидные различия приемов исполнения
и характерных особенностей орнамента каждого края, русскую народную вышивку
можно объединить в три большие группы: северную, центральную и южную.
Для всех районов распространения русской народной
вышивки в равной мере характерно применение геометрического, растительного и
изобразительного орнаментов. Трактовка же мотивов во многом зависела от
технических приемов выполнения вышивки, которыми в совершенстве владели
народные мастерицы каждой местности.
Ручная и машинная вышивка: Учебное пособие для
профтехучилищ / Н.Т. Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина.
Москва, «Легкая индустрия», 1980