Народная вышивка русского Севера швами, выполняемыми по рисовке
Тамбур. На
севере и в северо-западных районах страны во второй половине XIX века, кроме счетных швов, широко был распространен
тамбур. Тамбурный шов состоит из округлых звеньев, которые входят, как цепочки,
одно в другое. Этот подвижный шов дает возможность строить узоры, очерченные
округлыми линиями. Узор белого или красного цвета с прихотливо сплетающимися
стеблями гибких трав то равномерно заполнял декорирующую плоскость, то создавал
акценты из длинных гирлянд или отдельных пышных букетов. В Новгородской,
Вологодской областях и в Карелии встречаются и многоцветные тамбурные вышивки с
тонкой колористической гаммой.
Олонецкие мастерицы в линейный тамбурный узор красного
или белого цвета чаще всего вводили яркие гладьевые вставки, которые горели как
огоньки среди замысловатой кружевной вязи. Они тонко чувствовали декоративные
возможности тамбурного шва, образующего рельефную цветную линию и создавали
узоры, неповторимые по красоте и самобытности.
Вологодские мастерицы чаще всего применяли линейный
рисунок, где гладкие и прихотливо петляющие линии, очерчивающие рисунок, были
красного цвета или переходили из одного цвета в другой, создавая сложный ритм
охристо-золотых, зеленовато-синих и огненно-оранжевых тонов. В Новгороде
тамбурные цветные линии плотно, ряд за рядом, заполняли основные орнаментальные
формы. Они создавали яркий растительный узор, где преобладали красные, зеленые,
голубые и золотистые тона. Яркие розетки цветов с округлыми лепестками
окружались легкой дымкой линейного кружевного узора из тонких прозрачных
веточек. Так, в каждом районе тамбурные вышивки с изображением цветов имели
свои характерные черты. В растительный орнамент тамбурных вышивок нередко
вводилось изображение птиц, зверей, домашних животных и человека, как например,
на полотенцах вологодских и архангельских мастериц. У этих народных мастериц
реальные образы, привычные для сельского жителя, приобрели сказочный
фантастический облик. Они изображены с большой теплотой, любовью и
поэтичностью.
Традиции народных тамбурных вышивок на севере в
настоящее время развивает предприятие «Заонежская вышивка» в Карелии, а также
фабрика строчевышитых и кружевных изделий имени 8 Марта в Кировской области
«Заонежская вышивка» находится в деревне Шуньга
Медвежегорского района Карельской АССР. Она основана на базе артели, созданной
в 1928 г. Там выпускают столовое и постельное белье, женскую и детскую одежду с
цветной тамбурной вышивкой, выполненной на машине ВМ-50. В их оформлении
бережно сохраняются особенности традиционной народной вышивки, красотой которой
Карелия славилась на весь мир. Красочные столешники, полотенца, салфетки,
фартуки, блузки и платья этого предприятия охотно покупает не только местное
население. Их с удовольствием увозят к себе на родину многочисленные туристы из
разных стран.
Одно из лучших произведений последних лет этого
предприятия — столешник Озера» художницы Л. С. Филоновой, образный строй
которого навеян суровой и своеобразной природой Карелии.
Кировские художники и мастерицы тамбурной вышивкой
оформляют женские платья, блузки, жилеты и фартуки, изделия декоративного
назначения для убранства интерьера. Одно из них — занавес художника Н. В.
Симакиной из белого и красного сукна с изящным растительным орнаментом,
представляющим из себя разбросанные .отдельные цветы и необычные цветущие
кусты.
Тамбур по сетке (шов по письму) — своеобразная техника
русской народной вышивки. Она была распространена сравнительно на небольшой
территории — в Карелии и Вологодской области. Тамбур по сетке представляет
собой сложную вышивку, где сочетаются три разнохарактерных приема образования
узора. Контур орнамента очерчивает гибкий тамбурный шов цепочкой. Каждый мотив
узора украшен атласниками, которые являются разновидностью счетной глади. Фон
же у этой вышивки — сетчатый. Он состоит из мелких равномерных ячеек, сетки,
которую продергивают и перевивают так же, как сетки белой строчки. Разница
заключается лишь в том, что нити из ткани удаляют не через всю выполняемую
вышивку, а только между формами орнамента, у которых ткань остается нетронутой.
На ажурном фактурном фоне четко выступали пышные цветы
и удлиненные листья. Но чаще всего встречалось здесь изображение карет, которые
подъезжают к великолепным дворцам, по стилю напоминающим русскую архитектуру XVIII — начала XIX
веков.
Каждый мотив этих белоснежных вышивок переливается
перламутровым блеском белых гладьевых разделок в виде нанизанных друг на друга
треугольников, ромбов или больших и малых прямоугольников. Благодаря богатству
фактуры, создающей в узоре сложную светотеневую игру, белый цвет на этих
вышивках получает бесконечное число оттенков. Все это вместе придает орнаменту
неповторимый декоративный эффект.
Традиции этой уникальной народной вышивки не утрачены
и в наши дни. Способом выполнения вышивки — тамбур по сетке — в совершенстве
владеют мастерицы предприятия «Заонежская вышивка».
В произведениях уникального, выставочного характера и
на подарочных изделиях до сих пор применяют здесь ручной тамбур по сетке с
пышным растительным орнаментом, куда включают изображение птиц, зверей или
архитектуры. Такие вышивки карельских мастериц не раз украшали залы
отечественных и зарубежных выставок, где отмечались Почетными грамотами и
наградами. Один из них — небольшой столешник с салфетками художника Л. С.
Филоновой — демонстрировался на последней юбилейной выставке 1977—1978 гг.,
посвященной 60-летию Октябрьской революции.
Крестецкая строчка. В Новгородской области в конце XIX — начале XX веков
сложилась своя, своеобразная техника вышивки — крестецкая строчка. Здесь
местные традиции народной строчки перевити органично сочетались с техникой
игольного кружева — гипюра. В XIX в. гипюры
получили широкое распространение среди мастериц провинциальных и столичных городов
России.
Орнамент крестецкой строчки отличается изяществом,
прозрачностью узора, состоящего из сложного переплетения ромбов, розеток и
звезд, расположенных на фоне сетки из мелких или крупных ячеек.
По техническим приемам исполнения узора и характеру
орнамента в крестецкой вышивке выделяется семь основных видов сквозной вышивки:
тарлата, старинный гипюр, россыпной гипюр, крестецкая сновочная сетка, мыльный
пузырь, сновочный мотив и вологодские стекла. Каждый из них обладает своими
характерными особенностями.
Тарлату и крестецкую сновочную сетку выполняют по
сетке с крупными ячейками. В тарлате плотный узор настилали по неперевитой
сетке, сочетая с ажуром в виде цепочки, ромбов или квадратов, образованных
воздушными петлями или диагональными сновками.
В сновочной крестецкой сетке преобладает ажурный узор.
Крупные ячейки, образованные широкими столбиками, плотно перевиты штопальным
швом. Они украшены прозрачным узором, состоящим из четырех или восьми лучистых
звезд с круглыми копеечками, которые четко выделяются в крупных просветах ячеек
сетки.
Мыльный пузырь крестецкой строчки — самый тонкий и
воздушный из вышеназванных швов. Он состоит из легких прозрачных двойных и
тройных тончайших кругов с перемычками, располагающихся на перекрестках сетки с
широкими или узкими столбиками и тонких диагональных сновках.
Старинный и россыпный гипюры, наоборот, — легкие
прозрачные разделки. Их всегда сочетают с плотными элементами
узора.
Эти два вида крестецкой строчки выполняют на крупной
или мелкой часто неравномерной сетке с тонкими столбиками, обвитыми простым
швом. В старинном гипюре легкий узор сочетается с плотными восьмиконечными
розетками, напоминающими ромашки с удлиненными лепестками. Такой узор из двух
элементов орнамента дополнен здесь еще и россыпью плотных копеечек.
В россыпном гипюре полупрозрачный геометрический
орнамент, выполненный мелкой сеткой, является основным. Он дополнен ажурными
разделками из все тех же воздушных петель, мелких звезд и четырехлепестковых
цветов.
Сновочные мотивы выполняют без сетки на вырезанном в
ткани квадрате, в котором протягивают большое число диагональных сновок,
перекрещивающихся в центре. На этих, расположенных веером по кругу, сновках
штопальным швом выполняют плотные фактурные розетки с ажурной серединой. Эти
рельефные розетки, напоминающие сказочные многолепестковые цветы, создают
мощные акценты в ювелирно отточенном ажурном узоре.
Плотные сновочные розетки — цветы в узорах крестецкой
строчки — иногда заменяют крупными полупрозрачными звездами, заполненными
легким ажурным узором наподобие пены, известным у мастериц под названием
«вологодские стекла». Их впервые вышивали народные мастерицы Вологодской
области, украшая свою нарядную одежду из холста. Потом красивые ажурные звезды
стали включать в свой узор и крестецкие вышивальщицы, органично сочетая их с
привычным россыпным и старинным гипюром.
Основной орнамент крестецкой строчки сопровождается
еще узкими и широкими мережками, которые могут
быть простыми, узорными
и крестецкими (сновочными). Сновочные мережки сложны по рисунку и
разделкам. Они и сами нередко выполняли роль основного декора в крестьянских
изделиях и на предметах, предназначенных для продажи в город.
Традиции изящной ажурной вышивки — крестецкая строчка
— в наши дни развиваются мастерицами и художниками строчевышивальной фабрики
«Крестецкая строчка», расположенной в Новгородской области. Она была
организована в 1922 г. сначала как Крестецко-Валдайский производственный союз,
затем после ряда реорганизаций уже как фабрика. В настоящее время это
предприятие выпускает изделия декоративного назначения для убранства
интерьеров: постельное и столовое белье; блузки и женские ночные сорочки,
украшенные ручной и машинной вышивкой. Ажурная вышивка крестецких мастериц
по-прежнему отличается красотой геометрического орнамента, состоящего из
розеток, звезд, ромбов, простых и сложных узорных мережек. Кроме изделий
серийного и массового характера, художники и мастера крестецкой фабрики
изготовляют и выставочные произведения, где имеются чисто орнаментальные и
тематические композиции.
В этих уникальных произведениях вышивального искусства
поражает совершенство композиции и виртуозность мастерства вышивальщиц. Каждое
изделие крестецких вышивальщиц — это драгоценное создание ручного труда.
Ювелирные разделки крестецкой строчки собраны каждый раз с непревзойденным
мастерством в одном узоре. Изделия крестецкой фабрики неоднократно были
представлены на отечественных и зарубежных выставках, где получали Почетные
дипломы и награды.
Ручная и машинная вышивка: Учебное пособие для
профтехучилищ / Н.Т. Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина.
Москва, «Легкая индустрия», 1980