Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм эвенков
Одежда эвенков, несмотря
на ее разнообразие, вызванное близким соседством с другими народностями,
сохраняла до известной степени свою специфичность. У всех эвенков сохранилась
обувь (унтал),
настолько приспособленная для переходов по тайге, что ее заимствовали и
русские соседи. Существует два типа унтов. К первому типу относятся унты,
подошва которых загибается кверху сборами на носке и пятке, ко второму — унты,
подошва которых выкроена по ноге и пришита внутренним швом. Различные виды
унтов имеют свои особые
названия.
Унты делаются из ровдуги, сукна и кожи — летние, камусов,
«щеток», «лбов» — зимние. Длина голенища унтов бывает различна. Самые короткие
унты (хомчура)
покрывают ногу лишь чуть выше щиколотки, и их
поэтому носят с длинными ноговицами. Самые длинные унты — до паха называются хэвэри, бакари. Зимние
унты носят обычно с меховым чулком.
Частью одежды,
характерной для всех эвенков, были натазники (хэрки) из ровдуги, редко из сукна, а также ноговицы (арамус, гуруми) —
длинные гамаши из ровдуги или сукна.
Полностью старинный
национальный костюм сохранялся недавно только у эвенков к западу от Енисея. Частично он сохранялся у эвенков, живущих между Енисеем и Леной, и
у эвенков к востоку от линии Лена-Байкал; у последних сохранялись только зимние
меховые парки и обувь.
Кафтан изготовлялся из шкур оленя (летний — из
летней, осенний — из осенней, зимний — из зимней шкур). Спереди
на груди полы связывались узкими завязками из ремешков; под
кафтаном носили нагрудник. Нагрудник завязывали сзади тесемками
на шее и на талии. Длина нагрудника была несколько выше колен.
Тип мужского и женского кафтана был одним и тем же, но мужской
нагрудник (хэлми) оканчивался острым углом, а женский (нэлли)
— прямым срезом; второй тип женского нагрудника был иногда очень
широк вверху и закрывал всю грудь и плечи. Бахрома из козьего
меха, вставленная в плечевой шов, предохраняла от сырости —
капли дождя скатывались по меху. Спинка парадного кафтана была
украшена на лопатках мелким орнаментом из меховых полосок. Из
таких же полосок сшивался целиком и будничный нагрудник; праздничный,
сшитый из ровдуги, обычно был покрыт орнаментом из бисера. Позднее
летний и осенне-зимний кафтаны (сун) стали изготовлять из сукна
и только зимний — парку (хэгилмэ) — из меха убитого зимой оленя.
Рукавицы с прорезью для кисти обычно пришивались к рукавам парки.
В лесотундре при далеких поездках поверх парки или кафтана надевали
глухой меховой сокуй.
К востоку от линии Лена—Байкал из национальной одежды сохранились только унты
и зимняя парка. Эвенки-коневоды Забайкалья, а также манегры
и солоны носили халат с широкой, запахивающейся слева направо
полой. Эвенки, живущие по соседству с якутами,
заимствовали от них кафтан с отложным воротником (мужчины) и
безрукавку (женщины).
Нижнее белье появилось у эвенков сравнительно недавно. Русская
женская рубаха, которую носили под сарафаном,
превратилась у эвенков в платье (урбакэ), дополнившись воланом
по подолу. Развитие русской торговли в тайге ввело в быт мужчин,
особенно в восточной части, пиджаки,
жилеты, брюки, у женщин в некоторых
местах — юбки и кофты.
Старинный головной убор
делали из шкурки с головы оленя (авун и мета
— буквально «шкурка с головы оленя»), отверстия от глаз и рогов зашивали
и орнаментировали бисером. Сырую шкурку выделывали, вытягивали по форме головы
и высушивали, затем обшивали ровдужной каймой, также
орнаментированной бисером.
Эвенки Илимпийского района носили шапки типа капора, отороченного
вокруг лица и шеи мехом. Праздничная шапочка (элдэн и дэрбэки) дольше всего сохранялась у сымских, а отчасти и у илимпийских
эвенков. Она состояла из обода и двух-трех перекрещивающихся на макушке
полосок, расшитых бисером. На виски и уши спускались петлями ровдужные тесемки с нанизанными корольками. К югу от Нижней
Тунгуски среди мужчин было широко распространено ношение сложенных широким жгутом платков, которые повязывали вокруг лба
и затылка.
Короткие, до плеч,
волосы раньше носили распущенными. Более длинные
волосы связывали на макушке пучком особой орнаментированной бисером полоской
материи (чирэптун).
На восток от Енисея до Лены мужчины и женщины, независимо от возраста,
носили косы, но косы не заплетали, а пучок волос, крепко стянутый на темени,
плотно обматывали полоской ровдуги или тесьмой. К
востоку от Лены мужчины подстригали волосы, женщины обматывали вокруг головы
две пряди волос или косы, прикрывая голову платком. В XIX в.
у некоторых енисейских эвенков сохранялась еще
татуировка лица. Сухожильной тонкой ниткой, смоченной в разведенной саже,
прошивали кожу. Полуовальные точечные линии окаймляли рот; у некоторых
татуировка была на щеках, на лбу и на руках.
Обязательную
принадлежность одежды составлял у мужчин пояс, с привешенным к нему ножом в
ножнах. Эвенки, жившие от Лены на запад, ножны привязывали к правому бедру. У
женщин к поясу подвешивались игольница, сумочка для наперстка, трутница и кисет
с табаком.
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва
- Ленинград, 1956