Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Якутский национальный костюм
Национальный костюм у якутов к началу XX в. сохранился только
отчасти, будучи вытеснен русской
одеждой или испытав сильное влияние со стороны последней.
Национальный покрой и чисто якутский материал больше уцелел
в зимней одежде.
Нижняя одежда якутов в древности состояла из коротких
кожаных штанов-натазников (сыалдъыйа), бытовавших до последнего
времени, одинаковых у мужчин и женщин. Они дополнялись сверху меховым
набрюшником, а снизу — кожаными ноговицами. Рубашка (ырбахы) появилась позднее,
по-видимому, как результат русского влияния; она шьется из
дабы или другой ткани, одинакова по покрою у мужчин и женщин и отличается от
русской рубахи лишь наличием отложного воротника. Наиболее обычная верхняя
одежда, мужская и женская, это сон —
кафтанообразная однобортная с прямым разрезом спереди
шуба, зимой меховая, в новейшее время крытая какой-либо тканью, а раньше — ровдугой. Летний сон шился из материи, а у бедняков — из
конской или коровьей кожи, шерстью внутрь. Покрой сона
— 4 клиновидные одинаковые полосы, сшивающиеся вместе, с расширением вниз и с
добавочными вставками в виде небольших клиньев ниже пояса; рукава широкие, с
буфами у плечей и суживающиеся книзу.
В качестве праздничного женского наряда сохранился старинный
верхний костюм (саныйах), который, судя по текстам XVII в.,
был прежде распространен шире и носился не только женщинами.
Это очень красивый и богато изукрашенный длинный меховой кафтан,
скроенный в талию, с длинным разрезом сзади, с меховой оторочкой
и различными нашивками. Такие роскошные сангыяхи хранились и
передавались по наследству как фамильная драгоценность по преимуществу
в тойонских семьях; стоимость их в конце XIX в. доходила до
1000 руб. Покрой сангыяха очень близок к покрою
алтайского чэгэдэка (хакасский
сигидэк, бурятский цэгдэк),
от которого отличается наличием рукавов. Сами названия «сангыях»
и «чэгэдэк» этимологически родственны. Прямым разрезом спереди
якутская одежда характерно отличалась от двубортного костюма
степняков-кочевников, запахивающегося на правый бок; от тунгусского
покроя верхней одежды якутская отличается тем, что борта ее
сходятся вплотную, тогда как у тунгусов они не сходятся, и открытая
часть груди и живота закрывается нагрудником. Верхнюю одежду
мужчины обычно подпоясывали кожаными поясами; у богатых пояс
покрывался во всю длину серебряными или медными чеканными пластинками
с орнаментом. На поясе висел нож в ножнах и огниво. Были распространены
пояса с серебряными бляхами и широкие шелковые кушаки.
Формы головных уборов довольно разнообразны. Не считая форм, заимствованных
от русских, можно отметить следующие основные их типы. Старинная
меховая (в новейшее время из плиса) шапка башлыкообразная, островерхая,
с удлиненными в виде наушников сторонами, с оторочкой беличьего
или другого меха носилась мужчинами и женщинами; эта шапка напоминает
головные уборы казахов. Близкая к ней по типу, но более нарядная
праздничная женская шапка отличалась от предыдущей наличием
высокого, плоского спереди и сзади суконного верха с различными
нашивками, из которых самая главная — серебряный чеканный круг
(туоhахта); спускающаяся вниз затылочная часть покрыта каким-либо
дорогим мехом. Эти большие и парадные шапки характерны только
для одних якутов. Носили также типичную тунгусскую чепчикообразную
шапку из оленьего меха. Из летних головных уборов интересна
широкополая плоская шляпа, несомненно подражающая русским соломенным,
но сплетенная целиком из конского волоса. Чаще носили летом
русские картузы или повязывали
голову (мужчины и женщины) платком. Характерна одна принадлежность
якутского зимнего костюма, связанная с суровыми морозами: это
особый меховой воротник или боа (моойтурук), сшитый из колечек,
сделанных из беличьих хвостов, так что шерсть торчит во все
стороны; моитурук надевался на шею в холодную погоду, и в него
прятали нос и рот, а по мере обледенения его при дыхании, его
поворачивали постепенно вокруг шеи сухим местом ко рту.
Якутские меховые тяжелые рукавицы делаются с одним
пальцем и носятся привязанными на ремешках, на которых рукавица висит, когда
снята с руки.
Из обуви (этэрбэс) характерны высокие сапоги из оленьего или
конского меха, шерстью наружу. Летние сапоги (саары) из мягкой кожи с мягкой же
подошвой; верхняя часть их голенища покрыта сукном, у женщин с художественными
нашивками; голенища завязываются тесемками. Под верхнюю обувь надевали высокие
чулки (кээнчэ)
меховые или (в новейшее время) суконные, сшитые по форме ноги. В сапоги
клалась также подстилка из сухой травы, каждый раз переменяемая.
Из украшений особенно богатыми и разнообразными были
украшения женского костюма. Помимо разных вышивок, аппликаций и оторочек на
одежде, следует отмстить носившиеся женщинами металлические (серебряные)
украшения: большие нагрудные подвески, состоящие из ряда параллельных,
скрепленных между собой узорных цепочек, свисающих с шейного полукольца (кылъдъыы), серебряные
висячие серьги (ытарка), разные узорные браслеты (бөкөх), перстни
(биhилэх) и т. п., серебряные нагрудные
кресты (христианское влияние) на ажурных массивных цепочках; все эти украшения,
обладательницами которых являлись женщины из тойонской
среды, были очень искусно выделаны якутскими кузнецами и литейщиками.
Что касается детской одежды, то особых форм ее не
было. В бедных семьях детвора бегала голышом или носила всякие лохмотья; детям
же зажиточных родителей шили костюмы такие же, как у взрослых, только поменьше
размером да с большим количеством украшений.
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва
- Ленинград, 1956