Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм хакасов
До Октябрьской революции хакасов называли татарами
— минусинскими, абаканскими, иногда енисейскими. В это объединенное
название входило пять тюркоязычных групп, значительно отличающихся
друг от друга как по своему этническому происхождению, так и
по культуре и быту: качинцы (хаас), сагайцы (сагай), бельтиры
(пелтир), кызыльцы (кызыл) и койбалы (койбал).
1 — качинка в старинной
одежде с конем в нарядном уборе; 2 — женское платье, сагайцы; 3 мужская
рубаха, качинцы;
4 — шапка невесты, качинцы
Специфические особенности домашнего быта качинцев
ярче всего проявлялись в одежде (особенно женской). Мужская
рубаха делалась из пестрого ситца, длинной, широкой (окружность
подола около 3
м), что достигалось вставлением в спинку
клиньев. На груди и спине она собиралась в мелкие складки. Характерной
особенностью мужской рубахи являются полики (наплечники) и ластовицы
(колтых). Воротник отложной, с длинными концами, застегивается
на одну пуговицу. Рукава делались с обшлагами, которые, как
и наплечники и воротник, шились из материи другого цвета. Такова
по покрою и женская рубаха длиной до пола. У богачей такие рубахи
шили из шелка. Штаны шили из толстой бумажной материи, а зимние
— из овчин (шерстью вниз) или выделанной кожи (теленка, жеребенка,
козули). Легкой верхней одеждой был суконный сикпен, близкий
по покрою к русскому армяку. К началу XX в. сикпен стал быстро
вытесняться покупным русским азямом, или однорядкой. Зимняя
шуба делалась из овчин, широкой в подоле, с большим меховым
воротником, отложным и круглым. Она запахивалась направо, левой
полой наверх, и подпоясывалась. Особенностью покроя являлась
отрезная спина, к которой пришивали 3—7 клиньев, расширяющихся
к подолу. У богачей верх шубы покрывался плисом, шелком, воротник
и обшлага делались из дорогого меха. Женский сикпен был похож
по покрою на мужскую шубу (с 4 клиньями, пришиваемыми к спине).
На спине его наносилась цветная вышивка и пришивались шелковые
кисти. Рукава длинные, с обшлагами, проймы их доходили до пояса.
Воротник отложной (шалью) был вышит, как и обшлага, цветными
шелковыми нитками. Женская шуба из овчин имела два покроя. Один
из них такой же, как и мужской шубы, другой (идектыг тон) с
прямой спиной, без клиньев, с четырехугольным выступом на верхней
поле и вздержкой (на уровне колеи), пропущенной с боков и сзади,
образующей сборку вокруг подола. Эта шуба считалась старинной,
свадебной. Богатые качинки покрывали ее дорогими шелковыми (цветными,
узорчатыми) тканями и опушали подол, обшлага и стоячий воротник
мехом бобра, соболя. Специальной одеждой замужних женщин была
короткая безрукавка (сигидек), расшитая шелковыми нитками, носившаяся
поверх шубы. Праздничная женская шапка (тюлкю пюрюк) делалась
из меха лисицы, с высоким околышем, похожим на кокошник. Тулья
круглая (из шелка или парчи), с кистью из шелковых ниток, была
скрыта от взора околышем. Девичья шапка (тагаяк) делалась из
хвостов выдры и подбивалась мерлушкой. Она имела высокий, выдающийся
вперед околыш, в котором был сделан овальный вырез для лица.
В профиле околыш образовывал ступенчатый выем и плотно прилегал
к затылку. Парчевая тулья была украшена большими перламутровыми
пуговицами и шелковой кистью. Обувь носили кожаную и меховую,
из овчины и из шкурок с ног козули, лошади, лося. В XIX в. исчез
из быта оригинальный женский головной убор, который качинцы
считали старинным, привезенным их предками с Тобола. Это был
длинный, вязанный из белых ниток колпак (ак пюрюк) с кистью
на конце. Он натягивался па голову, образуя на лбу складку (украшенную
вязаным узором из синих и красных ниток), а конец его свободно
спускался по спине до талии. Старинные кожаные сапоги были на
многослойной подошве, без каблука и с загнутым носком (исчезли
в XIX в.) и на каблуке с узким загибающимся носком. Обычными
были кожаные сапоги с высокими и широкими голенищами, на тонкой
подошве без каблука и с тупым носком. Женские меховые сапоги
из белой овчины (шерстью внутрь) вышивались цветным шелком,
как и рукавицы. Характерным женским украшением был нагрудник
(пого), носившийся поверх шубы или сигидека. Его делали из куска
дубленой кожи полуовальной формы и украшали сплошь рядами пуговиц,
коралла, раковин, бисера.
У кызыльцев в одежде преобладал русский
народный покрой. У мелецкой группы в XIX в. бытовал оригинальный
промысловый костюм. Он состоял из рубахи (хабат) из грубого
холста с круглым, обшитым материей вырезным воротом и холщевых
штанов. У женщин, еще в XVIII в. носивших штаны и обувь из кожи
налима, в XIX в. бытовала одежда (в том числе и свадебная) качинского
образца. Повседневным головным убором был платок. Замужние завязывали
его с широкой складкой на лбу, вдовы без складки. Девушки делали
узкую складку, но концы платка завязывали не на затылке, как
замужние женщины и вдовы, а под подбородком.
Одежда сагайцев в начале XX в. не отличалась
ни по покрою, ни по названию от качинской. Однако современные
старики еще помнят, что ей предшествовала рубаха и штаны из
выделанной шкуры козули. Рубаха (кырна когнек) была глухая,
без ворота, с вырезом для надевания через голову, штаны па вздержке
без прорехи. Зимой носили овчинные штаны мехом внутрь и овчинную
шубу, которую надевали на голое тело, без рубахи. Женская рубаха
была длинная, со стоячим воротником и без наплечников. Праздничную
обувь из кожи и меха (чик солганы одук) украшали узором из бисера,
пришиваемого ниткой из сухожилий. Чулок не носили, ноги обертывали
сушеной травой.
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва
- Ленинград, 1956