Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм хантов
и манси
У северных оленеводов хантов и манси в качестве мужской верхней
одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через
голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев
(малица, гусь). Эта одежда у других групп хантов и манси употреблялась
только как дорожная. Обычную же верхнюю одежду их составляли
шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по
покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались
с помощью ровдужных ремешков или же запахивались и подпоясывались
кожаным ремнем с большим напуском — пазухой. На р. Вах охотники
ханты на зимний промысел надевали так называемый колек. Это
короткая одежда из оленьей шкуры, сшитая мехом наружу. Колек
туго подпоясывали и полы спереди затыкали за пояс, чтобы они
не мешали быстрой ходьбе на лыжах.
Летняя мужская одежда северных оленеводов хантов и манси по покрою не отличалась от
зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных хантов-охотников
летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту,
рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде
плаща.
Зимняя обувь оленеводов хантов
и манси (ёрн-вай,
т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь
покупали у северных хантов-оленеводов.
Как и у ненцев, обувь эта прикреплялась под малицей к поясу.
Большинство хантов и манси
носило короткую обувь — няра, сшитую
из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя
часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих
«щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась
па толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин
чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и
женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной
кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.
У южной группы хантов и
манси мужские рубахи (хант. ернас, манс. суп) прежде шили из домотканного
крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой
шерстью на груди и подоле; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые.
Рубахи подпоясывали с напуском. В первой четверти XX в. рубахи стали шить из покупных тканей. У северной
группы хантов и манси рубахи и раньше шили только из
фабричных тканей. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны (хант. кась, манс. маньсуп), которые
шили из ровдуги, рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи
мужчины надевали ременный или тканый пояс (хант. антып, манс. энтап), к которому в расшитых бисером
мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть
ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить.
Женская зимняя одежда северных хантов
(сах) и
манси (сахи)
— оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где
было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и
беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок.
Женские шубы у восточных хантов шились из заячьих
шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их
покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло
до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины,
надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как
и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок разноцветного сукна.
Женской летней одеждой был суконный или
хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и
вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова
бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого
камня или сосновой коры. Женские пояса отличались от мужских
более нарядным оформлением и были уже мужских.
Женские рубахи южных групп хантов и манси были туникообразного
покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом
синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп хантов и манси
были русского покроя;
их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие
у них платья были татарского
покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных
хантов широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались
из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства
крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки
такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали
очень широкие.
Штаны женщины носили не везде. Как у хантов, так и у манси с наступлением половой зрелости
девушка надевала особый пояс-повязку (вэрып), который носила до старости.
Других головных уборов, кроме шапки-капора, не было ни
у мужчин, ни у женщин. Мужчины летом, а часто и зимой не покрывали голову.
Летом для защиты от
комаров голову повязывали
шейным платком.
Женщины зимой и летом носили большие головные платки с
широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со
свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали;
малый треугольник женщины спускали па лицо, закрывая его
таким образом от мужчин, старших родственников мужа.
В прошлом у южных хантов
женщины носили головные повязки с налобниками из бисера, которые назывались сараватъ (ср. татарск.
сарауц). Волосы ханты и манси в прежние
времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по
бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины
заплетали волосы в две косы, вместе с ложными косами обвивали их цветным
шнурком в виде жгутов и украшали медными подвесками. Как мужчины, так и
женщины вплетали в косы тесьму, украшенную по затылку прямоугольным кусочком
кожи или сукна с нашитыми на нем медными пуговицами (у женщин пуговиц было
пять, у мужчин четыре). Косы у женщин соединялись внизу толстой медной
цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку
подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и
серебряных колец. У южных хантов
были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные
нагрудные украшения, накосники и т. п. Бисер
завозился русскими купцами. Основные цвета бисера были: белый, синий, черный и
красный. Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые
формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду
из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез.
Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для
сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент
различными способами и т. д.
Ткацкое искусство было известно хантам и манси, проживавшим по Салыму,
Иртышу, Демьянке и Сосве, а также на Оби, в районе устья Иртыша
и вверх до устья Салыма. У этих групп имелся очень примитивный
ткацкий станок. Такой же ткацкий станок и тот же способ тканья
был распространен и у тобольских
татар. Многие названия частей ткацкого станка у этих групп
хантов и манси и у тобольских татар совпадают. Ткацкое искусство
у хантов и манси не шло дальше изготовления самого простого
холста, который в прежние времена делали из крапивы и лишь впоследствии
из конопли. Но уже к началу XX в. ханты холстов не ткали, и
ткацкие станки встречались в быту очень редко.
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва
- Ленинград, 1956