Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм коми
Одежда является одним из характерных элементов
традиционной культуры, отражающих этническую специфику наций и народностей. В
развитии одежды ярко проявляются процессы взаимоконтактов
различных этносов, экономические, социальные и экологические факторы. «На
формирование одежды налагают отпечаток особенности исторического развития
народа в целом и его отдельных групп. Вместе с тем в ней всегда проявляется
специфика художественного вкуса народа. Все это делает одежду важной составной
частью культуры, в которой отражаются этнические процессы». Основные виды
традиционной одежды и обуви ижемцев близки по своим
формам и внешнему виду к одежде севернорусского
населения и ненцев, что подчеркивает давность контактов ижемцев
с ними, а также особенности их хозяйственной деятельности. Этническое взаимодействие ненцев и ижемцев, тесные связи (экономические, брачные), изменение
экологической среды (освоение тундры) наложили отпечаток на культуру северных
групп коми. В речи ижемцев (ижемский
диалект коми языка) имеется большой пласт ненецких заимствований — более 140
лексем, в том числе названия одежды, обуви.
Ижемцы-оленеводы заимствовали все основные виды ненецкой зимней одежды
и обуви из оленьего меха. Восприняли творчески, добавив к ним некоторые
конструктивные и декоративные усовершенствования. Этот процесс
усовершенствования можно проследить на самой популярной зимней одежде — малице(малича), история которой уходит корнями в глубь веков. Малица представляет собой одежду, сшитую в
виде длинной, без разреза рубахи из осенних или летних (после линьки) телячьих
шкур мехом внутрь. Характерной особенностью малицы были пришитые к рукавам
меховые рукавицы, а также меховая опушка подола размером 15—20 см. По оценкам
В. Н. Белицер, малицу северные коми заимствовали у
ненцев еще в XVI—XVII вв. Первым усовершенствованием коми можно считать
добавление к ней как обязательного элемента капюшона с опушкой из меха по краю (юра
малича). В капюшон вставлялись завязочки из замшевых лент или веревки, которые позволяли
регулировать его лицевую часть. Малица с опущенным капюшоном, когда мех
капюшона полукругом ложится на спинку малицы, так и называлась изьватас юра малича. Ижемцы носили малицу с капюшоном еще с середины XIX в., в
то время как у ненцев он широко распространился в конце XIX — начале XX в., и
то не во всех районах расселения ненцев. Ижемцы, в
отличие от ненцев, не всегда пришивали к малице рукавицы, а довольно часто
носили их отдельно. Рукавицы (кепысь) шили из камуса мехом наружу.
По покрою стана различаются два типа малиц. У малицы
первого типа стан кроился из двух целых больших шкур, а в проймы затем
вшивались рукава. У малицы второго типа перед и спинка кроились из двух
прямоугольных шкур, между ними по бокам вшивались две шкуры небольшого размера,
перегнутые по вертикали, таким образом малица удобно
расширялась книзу. Опушка на этой малице пришивалась изнутри, затем
перегибалась и пришивалась снаружи. У нас нет убедительных фактов, является ли
такой раскрой усовершенствованием северных коми, но именно малица второго типа
характерна для них, малица первого типа распространена у ненцев особенно
восточных тундр. Поверх малицы делалась покрытие из ткани (малича кышед). В более
сильные морозы на малицу надевалась парка, сшитая мехом наружу из тонких шкур
молодых телят. Раскрой ее такой же, как у ижемской
малицы, только спинка парки кроилась вместе с затылочной частью капюшона из
одной шкуры. Парка богато украшалась мозаичными изображениями из меха, цветных
суконных полос.
В очень сильные холода или в дальнюю дорогу оленеводы
надевали совик. Он шился также мехом наружу, но в отличие от парки из шкур
взрослых оленей. В осенние и весенние дни ижемцы
носили парку из сукна (ной парка).
Из оленьего меха делается и основная зимняя обувь ижемцев — пимы или кисы (пим), тоборки
(тӧбек). Пимы шьют мехом наружу из полос камуса,
голенища поднимаются выше колен; передняя полоса голенища переходит в носок
пим. Пимы специальным замшевым ремешком подвязывают к поясу или под коленом
плетеными шерстяными лентами шириной 1—2 см. В сильные морозы их надевают на
меховые чулки (липты), шитые мехом внутрь из
шкур телят. На подошвы пим используют часть шкуры со лба оленя. Тоборки также шьются из камусов,
но голенища доводят до колен. Причем различают летние (сир
ваа тӧбек) и зимние (тӧлоо тӧбек)
тоборки. Нижняя часть летних тоборок
у кольских коми шилась из тюленьей шкуры, пропитанной
«смольной водой». Зимние тоборки носят с пыжиковыми липтами. Кольские коми переняли также от саамов
своеобразные домашние мягкие тапочки из оленьего меха (каньги).
Они остроносой формы, высотой до лодыжек. Кроме того, из оленьего меха у
них шились «зырянские шапочки круглой формы с двумя широкими метровой длины,
свисающими книзу ушами».
Женская и мужская обувь и
одежда из оленьего меха отличаются в основном незначительными конструктивными
деталями и богатством декоративной отделки. Женские малицы были длиннее,
покрывались раньше красивыми цветными «рубашками», в богатых семьях их делали
из шелка. Д. А. Золотарев обратил особое внимание на праздничные малицы ловозерских ижемок, покрытые
темно-зеленым шелком, с белыми капюшонами, завязанными розовыми ленточками. У
мужчин матерчатое покрытие малиц — «рубашки» обычно были черного или
темно-синего цвета. Более богато орнаментировали и женские пимы — полосками
цветного сукна, замшей, а у кольских коми и бисером
(заимствование у саамов). У мужчин в основном украшалась только праздничная
одежда.
Описанная выше самодийско-ижемская
меховая одежда не претерпела у переселенцев каких-либо существенных изменений,
исключая отмеченные нами у кольских коми саамские
заимствования. У обских коми какого-либо влияния со стороны угорского населения
на одежду выявить не удалось. В то же время у них не обнаружено и существенного
обратного воздействия, в то время как у саамов оленеводческая одежда ижемцев достаточно быстро стала вытеснять традиционную. Н. Н. Волков писал: «С приходом ижемцев саамский печек, яры и калуги были вытеснены более приспособленной к условиям
Севера одеждой. Печек заменила малица, яры и калуги —
пимы и тоборки из шкур морского зверя. Преимущество
малицы перед печком в том, что онаодевается
мехом вовнутрь и лучше сохраняет тепло, при малице не требуется шапки, так как
она снабжена меховым капюшоном. Наконец, рукава малицы оканчиваются рукавицами,
обогреваемыми теплом всего тела. Представляется спорным — более ли
приспособлены для Севера пимы с липтами, нежели
саамские яры с огузелями, но и здесь яры должны были
уступить дорогу пимам, украшенным разноцветным сукном. Совершенно бесспорны
преимущества тоборок с непромокаемыми головками из
шкур перед пропускающими воду калугами».
Признавая правоту автора данного высказывания в
отношении высокой приспособленности самодийско-ижемской
меховой одежды к суровым северным природным условиям, необходимо отметить, что
экологический фактор вряд ли был доминантным в вопросе заимствования ее
саамами. Гораздо большее значение имело оказанное ижемцами
на саамов хозяйственно-экономическое воздействие, повлекшее за собой их
приобщение к самодийско-ижемской системе крупнотабунного оленеводства и отказ от традиционных форм
хозяйства. В роли доминанты выступал весь культурно-хозяйственный ижемский комплекс, а особенно его атрибуты, связанные с
ведущей хозяйственной отраслью — оленеводством. Ижемские
элементы культуры стали престижными, и приобщение к ним саамов происходило даже
в тех случаях, когда их саамские аналоги ничуть не уступали. Г. Хальштрем в начале XX в. писал, что «зырянская упряжь уже выиграла битву.
Теперь пришла очередь одежды». Пытаясь разобраться в сути данного
этнокультурного воздействия, он верно отметил, что
изменения в одежде у саамов «облегчены старой этнографической близостью», т. е.
саамская меховая одежда была близка ижемской и не
менее обусловлена экологически. Г. Хальштрем не
обнаружил каких-либо принципиальных различий в конструкции меховой обуви саамов
и коми, «хотя последние лучше сделаны и более красивы». Аналогичный вывод был
им сделан в отношении ижемских головных уборов, чулок
и т. д. Тем не менее все эти предметы стали
приобретаться саамами или служили образцами для подражания, хотя «качество их
изделий столь сильно уступает, что саамы сами признают свою неспособность пока
еще достигнуть уровня образцов». Единственное, что мешало полной победе ижемской меховой одежды, — это ее высокая стоимость:
«Особенно это препятствие оказывается в том, что касается зырянских шуб. Они
стоят около 55 рублей штука — головокружительная сумма для саамов».
Ценное наблюдение было сделано Г. Хальштремом
в отношении ижемского влияния на саамскую молодежь:
«Немало у них говорит по-зырянски, и все как будто
приняли решение целиком перенять новую культуру. К старой саамской одежде и т.
п. относятся с презрением, когда ее обнаруживают». Данное высказывание наглядно
фиксирует, что уже в начале XX в. ижемская одежда перешла
для саамов в категорию престижных ориентации, что и обусловило ее дальнейшее
распространение.
Рис. 11. Тасма — пояс оленевода, с. Краснощелье (1971, рис. И. М. Паршукова. — Науч. архив КФАН, ф., оп.2, д.
74)
Этнодифференцирующие функции остальной одежды ижемцев
(впрочем, как и коми вообще) уже во второй половине XIX — начале XX в.
прослеживались слабо. Повседневная и праздничная одежда коми была близка
северным великорусским образцам. Существенное распространение имели фабричные
ткани. Особенно была утрачена этническая специфика мужской одежды. Так, Н. Белдыцкий писал об ижемских
оленеводах, что в селе они «все одеты в пиджаки и своей наружностью нисколько
не отличались от интеллигенции провинциальных городов». Широкое распространение
среди ижемского мужского населения атрибутов «городской»
культуры в одежде отмечал и А. П. Энгельгардт: «...некоторых ижемцев можно видеть и в общеевропейском костюме.
Принадлежность всякого щеголя — сапоги бутылками, гармония и большой зонтик под
мышками».
Из прочей одежды, помимо рабочей
оленеводческой, можно выделить охотничью прямоугольную накидку с отверстием для
головы — лузан, а также используемый и
в быту холщевый накомарник (ном дӧра).
Женская одежда, особенно праздничная, отличалась
красочностью: «Женщины и девушки носят исключительно сарафаны. В будни —
платок, в праздники — «рогулы» из парчи и штофа,
поверх чего платок с завязанными назад концами; девушки — «юрны»,
вышитые разноцветным бисером. Нередки бархатные накидки на черно-буром лисьем
меху». Сарафан (сарапан) на лямках
подпоясывали узорным поясом (кыред), под него
надевали рубашку (сос) из цветного шелка (в
праздники) или ситца (в будни) и юбку. К женской рубашке часто пришивались
плечевые вставки (ластович) из другого
материала, иного, чем рубашка, цвета. Кроме того, носили плисовые кофты, а
также плюшевые длинные жакеты. Из головных уборов можно отметить шелковые
узорчатые платки (сырья чышьян), которые
надевались поверх кокошников либо треуков — головных
уборов с основой прямоугольной формы.
Существенное место в одежде ижемцев
занимали вязаные изделия из шерсти: варежки и чулки. Вязаные изделия
продолжительное время поступали с
Печоры. Они были украшены разноцветным орнаментом из геометрических фигур. Под
влиянием русских ижемцы рано стали применять полный
комплект постельного белья — перины (перина), подушки (пӧдушка), ситцевые наволочки (выытас), простыни и т. д. По данным Н. В. Халапсина, подушек и перин в 19 обследованных им домах кольских коми было соответственно 142 и 51, одеяла были в
11 домах (24 шт.), остальные накрывались оленьими шкурами. Белье зыряне
предпочитали крепкое и меняли его, как правило, раз в неделю. Для защиты от
комаров при ночлеге применялся традиционный ижемский
полог из ситца (балаган). Сейчас такие пологи чаще всего делают из
марли.
Последующее развитие видов и типов одежды кольских и обских коми шло в рамках общесоветских
тенденций, за исключением одежды и обуви из оленьего меха. После революции ижемцы практически полностью перешли на фабричные ткани. Об
этом косвенно свидетельствует тот факт, что только за 1926 г. ими было
закуплено 7246 м ситца и другой ткани. Мужской повседневный и выходной костюм
постепенно утратил, даже локальные великорусские особенности. Женский
сарафанный комплекс сохранялся еще продолжительное время, сосуществуя с
платьями, жакетами, кофтами, и был вытеснен уже после Великой Отечественной
войны. В настоящее время его носят только пожилые женщины, так же как и узорные
шелковые платки и плюшевые жакеты. Любимыми в одежде ижемок остаются традиционно предпочитаемые цвета — зеленый синий, красный, желтый.
Рис. 13. Женские
бурки, с. Краснощелье (1971, рис. И.М.
Паршукова. — Науч. архив КФАН, ф. 5, оп. 2, д. 74)
Отметим хорошую устойчивость одежды из оленьего меха,
равноценной замены для условий Севера ей не найдено. Она практически не изменилась,
разве что богаче стала отделка, особенно женской одежды. Кроме разноцветного
сукна для отделки используются разноцветная кожа и замша, а у кольских коми — бисер. Для оленеводов сохраняют свое
значение малица, совик, пимы, липты как рабочая
одежда. В сельском быту широко распространены бурки, которые отличаются от пим
только тем, что длина их не достигает колен и под них не надевают меховые чулки
— липты. Подметки бурок делаются из оленьего меха и
кожи, плотного войлока. В доме носят тапочки из оленьего меха. Достаточно
широко бытуют вязаные вещи печорского типа. У кольских
коми наряду с коми геометрическим орнаментом можно встретить элементы
орнамента, характерного для саамов. Мы предлагали опрашиваемым
вспомнить различные компоненты ижемского национального
костюма: мужскую и женскую, нижнюю и верхнюю, зимнюю и летнюю, рабочую и
праздничную одежду, а также обувь, украшения. Оказалось, что всего богатства
национальной традиционной одежды никто не представляет, но знают неплохо
основные элементы костюма. Не смогли назвать ни одного компонента коми одежды
17,2% опрошенных в Ловозере и 9,3% в Краснощелье, знание 8 компонентов и более
показали 52,6 % в Ловозере и 46,3 % в Краснощелье.
Особенно хорошо знакомы нашим
информаторам верхняя ижемская одежда и обувь, изготовленные
из оленьих шкур. Это связано с сохранением в личном пользовании ижемцев-оленеводов оленей. По данным похозяйственных
книг, у кольских коми в селах Ловозеро и Краснощелье
в оленеводстве занято (пастухи и чумработницы) 65
человек из 46 хозяйств (соответственно 6,5 и 20 % всех коми хозяйств Ловозера и
Краснощелья). В Саранпауле на момент обследования
оленеводами и чумработницами были 67 коми из 32
хозяйств (10 %). В Мужах в оленеводстве было занято лишь немногим более 1 %
коми хозяйств, но зато многие женщины работали швеями в местном комбинате
бытового обслуживания (КБО), занимаясь пошивом традиционной меховой обуви.
Почти каждое хозяйство оленеводов имеет собственное поголовье оленей, а значит,
и оленьи шкуры, из которых изготовляются совики, малицы, пимы, тапочки.
Оленеводы, как правило, носят эту одежду в будни и праздники. Не носят
национальной одежды и обуви 64 % опрошенных, 25 %
часто используют ее в будни. Некоторые женщины, как правило, пожилые, носят
полный национальный костюм и в будни, и в праздники (8,7%). 1,7% опрошенных
надевают коми костюм только по праздникам.
В традиционной женской ижемской
одежде выступают солистки ловозерского саамского
хорового коллектива, участницы художественной самодеятельности в Саранпауле.
Необходимо заметить, что шитье меховой одежды и
изготовление вязаных изделий (рукавицы, носки, чулки) практикуются не только в
КБО с. Мужи, но и в Доме быта
с. Ловозеро, сувенирном цехе с. Саранпауль, в меховой
мастерской с. Краснощелье, а также в некоторых ижемских
семьях (7 % опрошенных). Есть мастерицы, знающие все секреты изготовления
красивых бурок, пим, малиц, например А. А. Чупрова из Краснощелья. Ловозерские ижемки иногда
выполняют почетные заказы. Так, они изготовили бурки в подарок первой
женщине-космонавту В. Терешковой. Мастерицы-надомницы, как правило, сами
обрабатывают мех для пошива из него изделий. Работа эта традиционно, считается
женской, для обработки шкур используются типичные ижемские
орудия — крук, кытшыль
кӧрт, коса козяль.
Рис. 16. Меховые изделия: 1, 2, 3 — тучу, 4 — зимние рукавицы, с. Краснощелье (1971,
рис. И. М. Паршукова. — Науч. архив КФАН, ф. 5, оп. 2, д. 74)
Из восстановленных на новом месте, но утраченных
впоследствии традиций можно отметить шитье орнаментированных сумок из оленьей
кожи для швейных принадлежностей (тучу) и меховых сумок для мелкого
оленеводческого скарба (патку). Они
сохранились в хозяйстве отдельных кольских и обских старожилов,
но специально уже не изготавливаются, хотя еще в 30-х годах тучу, патку, малицы и пимы, сшитые собственными руками,
обязательно входили в приданое невесты.
Если у кольских и обских
коми отдельные элементы ижемской традиционной одежды
активно используются и в настоящее время, то в обследованных нами малых этноареальных коми группах Омской области национальная
специфика одежды практически была утрачена. У южноомских
коми нам не удалось обнаружить ни одного элемента одежды, так или иначе
отличающего их от иноэтнического окружения. У верхневычегодских переселенцев в
с. Имшегал в бытовой одежде
можно отметить лишь сохранение вязаных чулок типичной для коми яркой расцветки
с отдельными элементами национального орнамента. Отсутствие у имшегальских коми национального костюма и даже утрату
знаний о нем отмечал И. Н. Шухов: «Даже женщины, более консервативные в этом
отношении, и те утратили его, молодые совершенно его не знают, старые не имеют
и только помнят его, говоря, что видели на своих родителях». В то же время у
них до сих пор бытует рабочая промысловая накидка — лузан,
а пожилые информаторы еще хорошо помнят об употреблении в прошлом коми
охотничьей промысловой обуви кӧм и ишим.
Н.Д. Конаков, О.В. Котов. Этноареальные группы коми: формирование и современное
этнокультурное состояние. Москва, «Наука», 1991