Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальная одежда нанайцев
Преобладание того или иного промысла у разных групп нанайцев отражалось в прошлом
на материале, употреблявшемся для одежды. Жители притоков Амура,
т. е. киле, у которых охота доминировала над рыболовством, одежду
делали главным образом из лосиных и оленьих шкур и кож. У насельников
долины Амура, где ведущее значение имело рыболовство, изготовлялась,
главным образом, летняя одежда из рыбьих кож. Торговля
с китайцами способствовала проникновению к нанайцам тканей и
одежды китайского происхождения.
Значительное распространение эти предметы получили у «верхних»
нанайцев, акани.
Шелковые материи, дорогие китайские халаты и шубы были только у богатых нанайцев.
Нанайские старшины носили халаты из шелка высшего качества,
специальные шапки и обувь. Одежда этих нанайцев резко отличалась
и по материалу и по покрою от одежды всей остальной массы. Во
второй половине XIX в. получили некоторое распространение материалы
и одежда русского происхождения.
Но несмотря на китайское и русское влияние, самобытная одежда
нанайцев из рыбьих и звериных кож сохранялась вплоть до Октябрьской
социалистической революции.
Существовало несколько видов
нанайской национальной одежды — повседневная, праздничная, промысловая,
обрядовая и т. д. Основные части мужской и женской одежды следующие: халат (тэтуэ) с
запахивающейся направо полой, отличающийся от китайского отсутствием стоячего
воротника и более узкими рукавами, пояс (омол), узкие и короткие штаны (пэру) и ноговицы (гарон), оригинальная
часть женского костюма — особого вида нагрудник (лэлу) с металлическими подвесками,
который некоторые женщины носили
под халатом. Зимой носили несколько халатов, а также ватную и подбитую мехом
одежду.
Национальная обувь (ота) имела невысокое голенище, с разрезом спереди. Внутрь
обуви вкладывали стельку из уссурийской осоки. Зимняя обувь
делалась из рыбьей, а летняя — из звериной, преимущественно
кабаньей, кожи. Среди горинских киле распространена была обувь
эвенкийского покроя. Обувь надевали поверх чулка (доктон)
матерчатого (иногда на вате), мехового или кожаного.
Рукавицы (качама) покрывали рыбьей кожей или материей. Руку у
запястья обматывали нарукавником (хуэптун) из материи или рыбьей кожи, обычно
орнаментированным.
Головные уборы (апун) нанайцев очень разнообразны: меховые шапки с
наушниками, поярковые шапки китайского типа, летние берестяные шляпы (невысокий
конус с широким основанием), китайские широкополые соломенные шляпы и пр.
Женские головные уборы, особенно зимние, по форме отличались от мужских. Широко распространена была прежде зимняя стеганая
шапка на вате, имеющая вид шлема, с шишечкой на макушке. Женщины носили также
фетровые шапки в форме колпака, с отогнутыми вверх краями, а летом — берестяные
конусовидные головные уборы. С приходом на Амур русских распространились
головные платки.
Из промысловой одежды своеобразием отличался костюм
охотника на соболя. Он состоял из небольшой, богато орнаментированной шапочки с
наушниками, увенчанной собольим или беличьим хвостом, головного и наплечного
покрывала, меховой безрукавки (миата), наголенников из рыбьей кожи, обуви и
орнаментированного передника.
Праздничная одежда отличалась от повседневной
главным образом лучшим качеством материала и обилием украшений. Среди обрядовой
одежды множеством своеобразных деталей и богатством орнаментировки
особенно выделялся женский
свадебный костюм.
Украшения были довольно широко распространены среди
зажиточных нанайцев. Получали их главным образом от маньчжуров и китайцев,
отчасти от якутов и русских. Из старинных украшений следует отметить кольца,
браслеты, женские ушные и носовые серьги. Последние продергивались через
перегородку и боковые крылья носа.
Мужчины нанайцы, начиная с середины XVII в., стали придерживаться
маньчжурского обычая брить или коротко выстригать переднюю часть головы
от виска до виска, заплетая остальные волосы в одну косу. Женщины стали
заплетать волосы в две косы и плоско укладывать их вокруг головы, по примеру
маньчжурок. Женская маньчжурская прическа распространена была больше среди
«верхних» нанайцев; у других нанайцев замужние женщины обычно заплетали волосы
в две косы, а девушки носили одну косу.
Еще в конце XIX в. у нанайцев существовала татуировка. Она была
распространена главным образом среди акани.
Татуировали руки, переносье и лоб. Производили
татуировку, продергивая сквозь кожу нитку, окрашенную китайской
тушью или соком особого растения (дафаро).
Старинная женская одежда. 1 — халат из рыбьей кожи; 2 — головной убор из бересты;
3 — обувь
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва
- Ленинград, 1956