Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Национальный костюм Франции
Основные черты традиционного французского народного костюма, повсеместно бытовавшего
в сельской Франции, сложились в XVII в.
До конца XVIII в. крестьяне шили одежду из домотканого материала: холста и шерсти
разной выработки. Тонкий холст употребляли для праздничной одежды (рубах, кофт)
и белья, грубый - для повседневной одежды. Верхнюю одежду шили из сукна, часто
с добавлением холщевой нитки или же покупной хлопчатобумажной. В XIX в. постепенно
вошли в обиход ткани фабричного производства. Шили одежду сельские портные за
обед, кров и определенную плату.
Основные части традиционного мужского костюма, бытовавшего в XIX в.: штаны,
гетры, рубаха, жилет и куртка,
шейный платок.
До середины XIX в. (примерно до 30-х годов) крестьяне носили штаны до колен; их
вместе с чулками, обычно шерстяными, или гетрами, подвязывали под коленями шерстяными
подвязками, голубыми или красными. Гетры шили часто из того же материала, что
и штаны. В 1830-е годы вошли в обиход длинные узкие штаны. Рубаха имела отложной
воротник, который первоначально затягивали двумя тесемками, так же как и манжеты;
позже воротник и манжеты стали застегивать на пуговицы. Ворот рубахи был обычно
закрыт шейным платком. Носили жилеты, чаще светлые, закрытые, с двумя рядами металлических
пуговиц. Поверх жилета надевали куртку или короткую, немного ниже пояса, или удлиненную
сзади басками. В конце XVIII в., вначале на севере страны, а позднее повсеместно
вошла в обиход блуза: широкая рубаха из холстины с прямыми поликами, длиною до
середины бедра, собранная в сборки у ворота и на рукавах. Ее носили поверх куртки.
Блуза первоначально была праздничной одеждой крестьян, из деревни она перешла
в город и после революции 1830 г. стала одеждой ремесленников и рабочих в противовес
буржуа, которые носили пальто. Блуза оставалась традиционной одеждой крестьян,
ее надевали во время народных церемоний, праздников "братств". В конце
XIX и начале XX в. блуза постепенно стала рабочей одеждой. Дольше всего она сохранялась
у пастухов и в глухих сельских местностях. Поверх блузы зимой и в холодную погоду
пастух накидывал на плечи широкую накидку-плащ из козьей шкуры или грубой шерсти.
Блузу носили, а иногда носят и до сих пор, художники.
Головной убор французского крестьянина в XVIII в. - треуголка, которую пожилые
люди носили и в начале XIX в.; на смену ей пришла круглая шляпа
с широкими полями, зимой фетровая, летом соломенная. Жители
побережий (в частности Нормандии) носили шерстяную шапку (колпак),
конец которой, украшенный помпоном, спускался сзади. По форме
этот головной убор похож на знаменитый фригийский колпак.
Традиционная народная обувь - выдолбленные из дерева башмаки (sabot). Сабо носили
и женщины и мужчины. В некоторых деревнях их носят и сейчас как рабочую обувь.
Женский костюм состоял из широкой юбки со сборками или складками, доходящей до
середины голени, просторной кофты с длинными рукавами, застегивающейся у ворота,
свободно спадающей на юбку; на талии кофту стягивали тесемкой передника, который
был короче юбки. На плечи набрасывали косынку или платок, концы которых завязывали
на груди или же закладывали под нагрудник передника. Обязательной принадлежностью
праздничного костюма был корсаж. Головной убор крестьянки - чепец; его носили
и в доме и на улице; поверх чепца надевали в случае необходимости платок или шляпу.
Преобладающими цветами крестьянской одежды до появления тканей фабричного производства
были белый, серый и коричневый. Женская одежда была более разнообразной по расцветке:
корсажи носили коричневые, голубые, сиреневые, красные, полосатые; юбки белые,
серые, красные, голубые, редко черные; передники белые, серые, красные, голубые,
черные.
После Великой французской революции в крестьянском костюме произошли большие изменения,
что было вызвано повышением благосостояния крестьянства и появлением на рынках
товаров фабричного производства (сукна, шелка).
Появились праздничные костюмы, в которых отразилось влияние
городской моды, и хотя основные элементы костюма были одинаковыми
по всей Франции, формы головных уборов, покрой корсажа, форма
передника и расцветка тканей отличали костюмы одной провинции
от другой, и внутри каждой провинции можно было выделить несколько
комплексов одежды. Так, например, различались по типу одежды
такие области, как Бретань,
Эльзас, Прованс, баскские области.
Отдельными элементами выделялась также одежда жителей Нормандии,
Лимузена, Бреса, Оверни и др.
В конце XIX в. почти во всей стране в обиход вошел городской костюм. Только наиболее
устойчивый элемент одежды - головные уборы сохранялись долгое время неизменными
и бытуют еще в настоящее время в некоторых местностях: в долинах Альп, в глухих
районах Центрального массива, в Руссильоне, в Бретани.
В наше время патриоты-регионалисты, пытаясь возродить старые традиции, устраивают
празднества, на которых проводят конкурсы на лучший костюм; особенно популярны
празднества провансальцев, бретонцев и савойяров.
В настоящее время традиционный костюм надевают только члены танцевальных коллективов
и в торжественных случаях, чтобы продемонстрировать самобытность культуры своего
народа.
Изменилась в последние десятилетия одежда французского рабочего, обязательную
принадлежность которого ранее составляли рабочая блуза, брюки из вельвета и кепка.
Теперь французский пролетарий носит на работе комбинезон или спецовку; популярным
головным убором наряду с кепкой является берет.
В современном французском городском костюме общеевропейского типа, несомненно,
чувствуется присущее французам чувство красок, пропорций, формы. Подавляющее большинство
горожан следит за модой, разнообразие их костюмов, выдержанных в определенном
стиле, составляет характерную черту современной одежды.
На протяжении веков Париж был законодателем мод для всех европейских стран. И
в настоящее время готовое платье и модные изделия, изготовляемые французской,
главным образом парижской швейной промышленностью, широко экспортируются. Но наряду
с изделиями, отличающимися хорошим вкусом, элегантностью и оригинальностью, в
Париже создаются и насаждаются путем рекламы моды, отвечающие лишь вкусам пресытившихся
буржуа.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965